Краткая историческая справка

http://www.uzd.chat.ru/

Строительство дороги начато в 1957 году. Добыча торфа началась на Заплюсском болоте. Поселок Заплюсье был превращен в торфяную столицу Псковской области, там было построено депо, РММ, цех кипования торфа, контора ТПР и другие технологические, а также жилые и социально-культурные здания. От Заплюсья к ст. Лямцево широкой колеи проложили магистральный узкоколейный путь, в Лямцево устроили перегруз с четырьмя комплексными перегружателями (бункер + вагоноопрокидыватель). На участке Лямцево - Заплюсье устроили два разъезда. На УЖД поступили паровозы серий К* и ВП#. Сейчас от одного из них остался котел в шпалопропитке в Заплюсье да будка в Лямцево. В конце 60-х годов торфопредприятие начало активно расширяться, частота движения поездов возросла, вместо переезда через Киевское шоссе (М-20) построили железобетонный путепровод, на противоположной стороне устроили разъезд Замошье. Началось строительство линии в район оз. Завердужского, где организовывалось новое торфопредприятие Вердуга. Для доставки песка на участки строительства был заложен песчаный карьер в пос. Ретюнь, куда проложили ветку узкоколейки. Постройку линии закончили в начале 70-х. На участке было четыре разъезда (один - с устройствами для экипировки поездных локомотивов), станция Вердуга, в месте пересечения УЖД с линией широкой колеи Луга - Псков соорудили железобетонный путепровод. На дорогу взамен паровозов поступили тепловозы ТУ4 и мотовозы МД54-4, электростанции СЭП2м и ЭСУ1, затем тепловозы ТУ6А и электростанции ЭСУ2а. Разрабатывался проект дизель-поезда для пассажирского движения на участке Заплюсье - Лямцево - Вердуга. Всю поездную работы выполняли тепловозы ТУ4 из Заплюсского торфопредприятия. Торф отгружался в ширококолейные вертушки, в основном для ТЭЦ-15 и ГРЭС-8 в Кировске. В конце 80-х началось строительство пути на новый торфомассив в район поселка Лышницы, но осуществлению этих планов помешала перестройка. В начале 90-х количество отгружаемого торфа резко сократилось, перестали вести вывозку и разобрали путь от Лямцева до Вердуги. Сейчас Заплюское тпр продолжает добычу торфа и отгрузку ШК вертушек. В поездной работе на участке Заплюсье - Лямцево работают ТУ4 и ТУ6А, на полях - ЭСУ1 и ЭСУ2а.

Фотогалерея
Младший брат. Узкоколейки России - Сайт Димы Зиновьева

              

              

              

              

           

Фотогалерея
http://sbchf.narod.ru/index.html - Сайт С.Болашенко

           

Комментарии к фотографиям:

Фото 1. 08.2000. Железнодорожная линия Санкт-Петербург - Луга - Псков (историческая Петербургско-Варшавская железная дорога). Вид от станции Лямцево в южном направлении. Вдали заметен путепровод, по которому проходила линия узкоколейной железной дороги Заплюсского торфопредприятия
Фото 2. 08.2000. Вид на Петербургско-Варшавскую железную дорогу в сторону станции Лямцево с путепровода Заплюсской узкоколейной железной дороги
Фото 3. 08.2000. Тупик УЖД в Лямцево, расположенный рядом с домиком пожарных. Сюда один раз в два дня приезжает ЭСУ из Заплюсья (ударение на "а"!)
Фото 4. 08.2000. Разобранная линия УЖД на Волошово южнее путепровода
Фото 5. 08.2000. Подъездной путь широкой колеи на перегрузочной станции в Лямцево

Материалы © http://www.uzd.chat.ru/, http://parovoz.com/narrow/index.php, http://sbchf.narod.ru/index.html
Публикация © Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
Сайт создан в системе uCoz