Железнодорожная Плюсса: Путеводитель

Линейная станция на перегоне Луга-Псков, Октябрьская железная дорога, Санкт-Петербург Витебское отделение, код станции 071608. Производимые операции: продажа билетов на все пассажирские поезда, прием и выдача багажа; прием и выдача повагонных отправок груза, допускаемых к хранению на открытых площадках станций; прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

Карта железнодорожной станции Плюсса (65 Кб)

Дорога на Струги Красные

Первая часть моего путеводителя посвящена железной дороге от Симоново до Стругокрасненского переезда. Стругокрасненский переезд - когда-то бывший здесь железнодорожный переезд в створе Комсомольской улицы, выходил к дороге на Струги Красные. Переезд сейчас не действует, он полностью разобран, а чтобы автомобили не пытались перебраться через железную дорогу, положены препятствия - лежащие на дороге столбы. За ним начинается выемка, там, в трехстах метрах, и находится горловина станции Плюсса, там стрелки, светофоры, столбы освещения на стрелках, там же столб с громкоговорителем, трансформаторная будка. Чуть дальше горловины станции находится и знак "Граница станции". Все бы ничего, но я, как большой любитель железной дороги, не мог смириться с этим и передвигаю границу станции хотя бы до Сиомоново. Симоново - маленькая деревенька на Стругокрасненской дороге. Вообще говоря, она отсюда не видна, однако же на железной дороге расположено два-три домика-хозяйства в деревянном стиле железнодорожных казарм. На Симоново, кстати, заканчивается выемка, далее идет насыпь вплоть до 197-го километра. Именно отсюда, как я считаю, и начинается перегон Плюсса-197 километр. Где-то через несколько километров находится "дальний рубеж железнодорожной Плюссы" - река Лонка.

Фото 01. 1997-07-15. Железная дорона у Стругокрасненского переезда

Фото 02. 1997-07-15. Выемка в районе Симоново

Фото 03. 1997-08-20. Труба реки Лонка

Подъездной путь к Плюсскому деревообрабатывающему комбинату

Наконец, там, за выемкой, расположен Плюсский деревообрабатывающий комбинат (сокращенно - ДОК), к нему ведут подъездные пути. Подъездные пути скрываются в густых кустарниках за Стругокраснинским переездом, но, пройдя по ним, можно обнаружить габаритные ворота, потом ручную стрелку, еще одну, наконец, высокую деревянную платформу.

Кусок железнодорожной Плюссы от Стругокрасненского переезда до вокзала, вообще говоря, ничего сверхинтересного собой не представляет, просто этот кусок железной дороги мною особо хорошо исследован и изучен :-). Здесь нет ничего интересного: три пути, платформа, болото, тупик около слива мазута и подъездной путь к Плюсскому ДОКу. Осветим их поподробнее.

Платформа

Где-то в конце 90-х годов Плюссу решили масштабно модернизировать. Именно тогда отремонтировали диспетчерскую и вокзал. Тогда же появилась любопытная идея построить в Плюссе новую платформу и новые подъездные пути. Наверное, кто-то вспомнил старую идею о продлении до Плюссы электрифицированной железной дороги - когда-то была идея пустить электрички до Плюссы. Теперь, похоже, появилась другая идея - пустить свой собственный поезд Псков-Плюсса. А почему бы и нет, ведь некоторое время катался поезд Псков-Лямцево? Как бы там ни было, в конце 90-х я столкнулся со строительством новой железной дороги. За зданием туалета, в сторону Струг Красных, по левую сторону, решили строить новую колею и новую платформу. Платформу замостили плиткой (в то же время прошла реконструкция всех остановочных пунктов Луга-Плюсса, их платформы тоже замостили плиткой), поставили новые линии электропередач, заменили все старые столбы, рядышком проложили новую железнодорожную колею, новый путь. На этой поезд я видел только один раз - стоял какой-то товарняк с щебенкой, и то, похоже, специального назначения, чтобы выпрямить путь. А потом дорогу разобрали. А платформа зарастает сама собой. А ведь сколько было убухано в это денег! Расширили насыпь, построили платформу, проложили колею. А зачем? Железнодорожным видам я посвятил много фотопленки, отпечатал много кадров :-)

Фото 04. 2004-10-25. Справа видна мощеная плиткой платформа. Вид на станцию Плюсса

Болото Соколий Мох, вид с железной дороги

Итак, мы идем по железной дороге в сторону Струг Красных. Здесь идет несколько колей. Напротив диспетчерской - двухэтажный белый дом, здесь живет начальник станции. Железная дорога проходит по насыпи, и справа и слева - болота. Если посмотреть справа, можно увидеть двухэтажные домики по пр.Ленина, трубу дымящей котельной, высокие антенны Плюсского РОВД - но все это там, за кустарниками, за деревьями, внизу же - болото. Справа тоже болото, но уже полное воды, богатое на растительность, камыши и рогоз. Между прочим, именно отсюда начинается знаменитое Плюсское болото - Соколий Мох. Идет оно на северо-запад от Плюссы, в сторону Манкошева Луга. Болото непроходимое, очень топкое. Здесь погибло много людей и животных.

Фото 05. 2004-08-04. Открывающася с железной дороги перспектива на болото Соколий Мох

Фото 06. 2000-08-24. Болото под откосом насыпи железной дороги. Начало болота Соколий Мох

Прочие достопримечательности

Впрочем, имеются здесь и особенные достопримечательности :-). К ним я отношу ну прежде всего гидроколонку, затем стоящий поодаль, у болота, километровый знак 183/184, наконец, тупик к большой луже - сливу мазута. За этим тупиком находится, кроме того, трансформатор - еще одна местная достопримечтельность.

Фото 07. 1998-07-19. Гидроколонка

Фото 08. 1997-07-14. Километровый знак 183/184

Фото 09. 2002-06. Столб и трансформаторная будка

Вокзальная площадь и Железнодорожная улица

Со стороны поселка к вокзалу выходит улица Ленина, заканчивающаяся вокзальной площадью. Это только на моей карте она выглядит площадью, на самом же деле она неширока и практически ничем не отличается от дороги, просто заканчивающейся тупиком. Кроме вокзала, на площадь выходит автопавильон (там же размещается аптека), невысокое двухэтажное жилое здание 50-60х годов постройки, здание банка, с другой стороны - маленький городок магазинов, магазин промтоваров и магазин хозтоваров, за ними - частные дома, а также невысокая водонапорная башня.

От площади влево уходит еще одна улица, крохотная, на два дома, однако очень примечательная - Железнодорожная улица. На ней располагается бывшее здание вокзала (еще деревянное, с резными наличниками) и железнодорожный магазин. Где-то за ними еще есть несколько частных хозяйств, дорога же упирается в сараи, заборы, огороды, а там уже неприступная стена густого кустарника, уходящего вниз, в болото.

Фото 10. 2005-06-20. Старое здание вокзала

Вокзал

Когда-то в Плюссе было совсем другое здание вокзала, еще деревянное. Он существует и поныне, правда, выкуплен в частное пользование. Его и с железной дороги-то не различишь, ибо находится он на задворках, скрытый от взоров людских густой растительностью. Да еще в Плюсском краеведческом музее имеется фотография этого, еще деревянного вокзала, с большой табличкой "Плюсса".

С тех пор прошло много времени, было выстроено новое здание вокзала, более современное - из кирпича, бетона и стекла. Это - первое, что видит любой приезжающий на станцию. Вокзал действительный крупный, с просторным залом ожидания, перед ним заасфальтированная площадь для ожидания поездов, вокзал окружен с торцов высокими густыми деревьями :-). На моей памяти внутренний вестибюль вокзала несколько раз ремонтировали, так что теперь он находится в довольно хорошем состоянии (что не мешает ему иметь на потолке трещины и протечки). Просторное светлое помещение, окна во всю стену, очень удобно, здесь всегда светло. Большой зал ожидания, стульчики, все те же, оранжевые, что стояли здесь еще пятнадцать лет тому назад. Несколько окошков в стене. Проходило много ремонтов, и каждый раз расположение этих окошков постоянно меняли: то вместо окошка сделают дверь, то вместо двери окошко. А я постоянно путался, где что находится. В одном из окошков собственно касса, в другом продают газеты. Тоже признак цивилизации: город непременно ассоциируется с богатым ассортиментом развлекательного глянцевого чтива. "Космполитена" здесь нет, а вот многочисленных газеток с кроссвордами - полно! Когда-то на всю стену висело расписание поездов. Но чем дальше, тем поездов становилось все меньше и меньше, пока расписание не скукожилось до распечатнного на принтере листочка, нашлепанного на все также висящее расписание. Поездов здесь действительно мало, и ходят они странно. Три пары поездов дальнего следования (Великие Луги, Вильнюс, Рига) ходят по ночам, три пары местного поезда Луга-Псков днем. Все остальное время вокзал бездействует, и касса просто закрывается. Она и работает только два-три часика ночью и два-три часика днем, благо все три пары поездов странно кучкуются, проходя по станции практически в одно и то же время.

Вокзал, как главное станционное сооружение любой станции, был несметное число раз сфотографирован как мною, так и другими энтузиастами рельсового транспорта, проезжавших мимо.

Фото 11. 2004-08-03. Вокзал станции Плюсса

Диспетчерская и водонапорная башня

Рядом с вокзалом располагается диспетчерская - сердце любой станции, настоящий Центр. Когда-то оно было еще расползшимся по швам желтым зданием, однако в конце 90-х годов оно было основательно отремонтировано, поменяло цвет - из желтого превратилось в белый, была повешена новая табличка с названием станции - "Плюсса". Рядом с диспетчерской, на искуссвенном пригорочке, водонапорная башня. Стоит знак "Пост безопасности". Вся эта картинка - диспетчерская и водонапорная башня вместе смотрятся настолько фотогенично и композиционно согласованно, что я фотографирую этот вид чуть ли не каждый год.

Фото 12. 2005-02-09. Диспетчерская и водонапорная башня

Платформа в сторону Струг Красных

Пассажирская платформа, начинающаяся у вокзала (точнее, у находящейся чуть дальше эстакады) продолжается дальше, мимо диспетчерской, мимо водонапорной башни, затем проходит мимо туалетов и поворачивает налево - где когда-то строили второй путь и третью платформу. Отсюда открываются перспективы на железную дорогу в сторону Струг Красных. Мне этот открывающийся вид знаком очень хорошо. Я много катался на поезде Псков-Луга, и этот открывающийся железнодорожный вид всегда вызывал во мне тоску. Там, со стороны Струг Красных, идет поезд, я еду в Питер, и я смотрел на перспективу путей в сторону Струг Красных, и там были далекие поля, и болота, и леса, и где-то в туманной дымке рдел далекий светофор, и еле угадывались перспективы располагавшихся вдали ДОКа, уходявших в перспективу столбов. Это ведь был последний, прощальный взгляд на Плюссу, где я жил столько много времени, это было последнее мгновение прощания со всеми красотами района, чтобы совсем скоро, через каких-то пять часов окунуться в атмосферу шумного Питера, царства бетона и огня, где жгучий асфальт, грохот трамвая, и много, много-много людей, автомобилей - движения, наводнящего улицы. И где-то там, в той стороне, появлялась маленькая точка, которая вдруг выпускала столб черного дыма, и начальник станции объявляет о прибытии пригородного поезда "Псков-Луга", и крутом все засуетились, забегали, начали поднимать сумки, взваливать на плечи рюкзаки, и родственники отъезжающих начали что-то причитать, давать советы, хлопать по карманам - не забыли ли билет? И точка приближалась, и уже ясно видно, что это большой ТЭП70 с составом из четырех вагонов "Псков-Луга", и чувствуется нервозность на перроне. Народу собралось много, и все хотят занять лучшие места, а вагоны длинные, и еще неизвестно, какой из вагонов проводник откроет, а какой нет. И народ нервно мотает головой из стороны в сторону, видит, что открыли дверь во втором вагоне и стремглав бежит туда, и вся толпа за ним. Поезд останавливается, спускается подножка, оттуда вылезает дряхлая старушка с рюкзаком за плечами, а за ней проводница вагона, и народ нетерпеливо подталкивает впереди стоящих. Торопятся попасть в поезд. И я в последний раз смотрю на вид в сторону ДОКа, сажусь в поезд и уезжаю в Питер. Особо грустная и ностальгичная картинка, ибо она всегда ассоциировалась у меня, таким образом, с прощанием. Неудивительно, что я фоткал эту картину много раз.

Фото 13. 2004-10-28. Железная дорога в сторону Струг Красных

По ту сторону железной дороги

На другой стороны железной дороги также есть немало интересного. Так, напротив вокзала располагается два сарая путейщиков и, рядом с ним, шкафы с автоматикой. За сараями и шкафами располагается дощатый пешеходный переход в сторону ул.Римского-Корсакова. За сараями, в густых кустарниках, будет проходить глубокая и очень грязная (давно превращенная в свалку мусора) канава. Где-то по ту сторону железной дороги, по слухам, находится дом начальника станции.

Фото 14. 1998-07-19. Шкафы с железнодорожной автоматикой

Эстакада

По правую сторону мы первым делом натыкаемся на странного назначения эстакаду, выложенную камнями, бетонными плитами и выходящей лесенкой к железной дороге. Скорее всего, здесь были тупики для приема груза на платформы, возможно даже, автомобилей. Еще на моей памяти здесь, помнится, стояли платформы... Сейчас на этой площадке, как и на всех удобных площадках Плюссы, развернут лесопогруз. Рядом с эстакадой - одной из главных достопримечательностей станции Плюсса - маневровый светофор с вечно горящим синим огнем, да знак "Остановка локомотива". Вид на эстакаду - один из излюбленных мною сюжетов для фотографирования железной дороги. Ее я фотографирую постоянно :-).

Фото 15. 1998-08-23. Эстакада

Бывший молокозавод и площадки лесопогруза

Справа, за платформой и подъездными путями - здание молокозавода. Когда-то он еще работал, теперь же от него остались лишь руины. Кое-где разобрана крыша, повалены стены. На подъедном пути частенько грузят лес, у молокозавода сооружен перегруз массовых грузов - иногда здесь можно наблюдать хоппер, перегружающий сыпучие грузы в стоящие рядом грузовики. За молокозаводом - угольная площадка, здесь грузят уголь для котельной. Здесь же иногда грузят лес. За угольной площадкой - домик-коттедж - магазин. Рядышком - железнодорожный переезд. По левую сторону путей большие лесопогрузочные площадки. Дополнительная пром.колея, на которой всегда стоят полувагоны. Рядышком - вся черная от грузившегося здесь угля площадка со штабелями леса. Здесь всегда кипит работа. Где-то между путями и полувагонами можно обнаружить километровый знак 182/183.

Фото 16. 2005-02-09. Здание молокозавода

Промзона Плюссы

За железнодорожным переездом, в сторону Лямцево, располагается своеобразная промышленная зона поселка Плюсса. Своеобразная потому, что Плюсса не имеет промзоны в том понимании, что вкладывается в это слово в больших городах. Здесь это всего лишь несколько складов да перегрузов, расположенных вдоль железной дороги. Не буду перечислять их всех - они превосходно отражены на карте. Вот, к примеру, склад, обозначенный на карте под цифрой 2. Раньше это был добротный склад из красного кирпича, платформой для перегруза - сейчас от него остались одни только развалины.

Фото 17. 2005-06-20. Бывший кирпичный склад

За ним когда-то располагались другие строения, сейчас они полностью разрушены, без крыш и стен, одни только фундаменты да редкие валяющиеся кирпичи. На них, впрочем, предприимчивые дельцы организовали площадки для лесопогруза. Там же находятся фундаменты от когда-то находившихся там элеваторов. Гигантские вертикально ориентированные металлоконструкции, они были доминантами, были видны отовсюду и издалека. К сожалению, их успели снести. К счастью, я успел их сфотографировать :-), и теперь не нарадуюсь тому моменту, что успел ведь!, сейчас эти снимки являются уникальнейшими!!

Фото 18, 19. 1998-07-19. Элеватор, ныне несуществующий

Там же, между двумя складами находится еще одно сооружение, металлоконструкция, похожая на бункер для пересыпки сыпучих материалов. Он сохранился, его я постоянно фотографировал, его можно видеть, к примеру, на следующей фотографии.

Фото 20. 2005-02-09. Перегруз сыпучих грузов

Чуть дальше, на месте бывших здесь складов, на фундаменте с высокой платформой, сооружен лесоперегруз. Впрочем, он хорошо виден и на предыдущей фотографии. К этому лесоперегрузу отходит отдельный подъездной путь, здесь имеется ручная стрелка.

По другую сторону железной дороги, в сторону улицы Валерии Гнаровской, сразу за переездом располагаются склады пищезавода, затем на фундаменте бывшего здесь склада очередная площадка лесоперегруза, затем еще одно здание склада, очень старое, деревянное, ныне покосившееся, никем и никогда не использовавшееся. Его можно видеть на следующей фотографии.

Фото 21. 2004-10-25. Старое здание склада Плюсской промзоны

Нефтебаза

К нефтебазе ведет отдельный подъездной путь. Висит табличка "Проезд тепловоза запрещен". У тупика нефтесливная эстакада, здесь же деревянный мостик, ведущий на территорию нефтебазы, что внизу, под насыпью. Сейчас нефтебаза не действует, однако она все также охраняется, здесь есть люди, которые смотрят за порядком на территори базы. В тупике у нефтесливной эстакады время от времени можно обнаружить одиноко стоящую цистерну. Нефтебазу я также много раз фотографировал :-).

Фото 22. 2004-10-25. Цистерна на подъездном пути к нефтебазе

Подъездной путь к Плюсском леспромхозу (нижним складам)

Отдельный подъездной путь ведет к лесопогрузу Плюсского леспромхоза. По сути, там нет ничего интересного: путь только один, имеются габаритные ворота, высокая платформа. Особый колорит имеют высокие козловые краны (их тут три). Вот только находятся они в низинке, так что мало откуда они видны и мало что видно оттуда... Однако же с железной дороги они выглядят особенно эффектно, поэтому я и снимаю их бесчисленное количество раз :-).

Фото 23. 2004-10-25. Подъездной путь к лесопогрузу Плюсского леспромхоза. Козловые краны

Горловина, граница станции

Наконец, уделим внимание горловине станции со стороны Лямцево. Железная дорога здесь выходит на насыпь, более того, входит в кривую (в этой кривой она и проходит всю промзону Плюссы). Представляет особенный интерес подъездной путь к нефтебазе. Сейчас он заканчивается тупиком сразу за нефтесливной эстакадой, однако раньше он продолжался на 100 метров дальше. Об этом свидетельствует уширение насыпи в этом месте - под три колеи, масса вывороченных шпал. Наконец, в одном месте в насыпи, прямо под железной дорогой (в этом месте еще сохранилась шпальная решетка) имеет место обвал - похоже, здесь когда-то был перегруз для сыпучих грузов из вагонов-хопперов. Еще на моей памяти я обнаружил здесь же металлоконструкцию для пересыпа сыпучих грузов. Это уникальная фотография, потому что металлоконструкции этой давно уже не существует в природе :-(.

Фото 24. 1998-07-19. Бывшая металлоконструкция перегруза сыпучих грузов, разобранная подъездная ветка

Вообще говоря, пятая часть железнодорожной Плюссы проходит уже за ее пределами, за ее границей, но я всегда упорно причисляю ее к железнодорожному хозяйству Плюссы, и даже посвящаю ей отдельную часть моего путеводителя. Дело в том, что этот один километр от границы станции и до реки Плюссы действительно очень интересен и богат различными диковинками; наконец, хоть и находится он за пределами станции, но находится в пределах поселка - ему я посвящаю довольно много своего внимания.

Линия электропередач

Но начнем, пожалуй, с начала - с километрового знака 181/182, у которого стоит входной светофор, чуть дальше знак "Граница стацнии". Железная дорога проходит по насыпи, именно здесь на насыпь поднимается пешеходная тропинка, идущая с улицы Валерии Гнаровской. Тропинка переходит железную дорогу, спускается по насыпи и идет вдоль насыпи по колее в сторону моста - там пляжи. Частенько на этой дорожке можно наблюдать местных пенсионеров, выпасывающих коз. Кустарники, одинокая трансформаторная будка, скамейка у деревца, сквозь кустарники проглядывают козловые краны нижних складов Плюсского леспромхоза. До моста через реку Плюссу отсюда - ровно один километр. Под насыпью проходит линия электропередач железнодорожного назначения. Вообще говоря, этой ЛЭП я посвящаю много внимания, ее можно видеть на многих моих фотоснимках.

Фото 25. 1997-08-20. Столбы ЛЭП под железнодорожной насыпью

Насыпь и железная дорога на Лямцево

Но вернемя к железнодорожной насыпи. Насыпь высокая, склоны крутые. Вид на уходящую вдаль железную дорогу я также неоднократно фотографировал.

Фото 26. 2004-10-25. Уходящая вдаль железная дорога

Высоковольтная линия электропередач

Сразу за входным светофором на станцию и знаком "Граница станции" железную дорогу пересекает высоковольтная линия электропередач - со стороны улицы Валерии Гнаровской она выходит к подстанции, с Лядской стороны имеет место две широкие просеки, сквозь которые вдалеке виднеются массивы хаотически намешанных разноцветных домиков, за ними - вышка Мегафона. Этим столбам ЛЭП я также посвящал много внимания.

Фото 27. 2004-08-04. ЛЭП

Железнодорожный мост через реку Плюссу

Наконец, больше внимания уделяется, безусловно, железнодорожному мосту через реку Плюссу. Река Плюсса... С одной стороны, откуда она вытекает, она ровная, спокойная, течет себе среди елей, кустарников, взращенных осокой берегов... Таковой она и предстает на фотографиях: тихая спокойная таежная речушка... Но стоит ей только добраться до железнодорожного моста, как она низвергается под опорами бурным водопадом, пробиваясь сквозь массивные камни, булыжники, в огромном количестве наваленных под опорами. И, с большим шумом низвергнувшись водопадом, река вход в релаксацию, разливаясь огромным разливом... Крыте песчаные берега, живописные сосновые боры на крутых берегах, огромные пойменные луга - все это делает это место реки Плюссы красивейшим местом поселка и его окрестностей - сюда я прихожу каждый раз в обязательном порядке :-). Реку Плюссу с железнодорожного моста я фотографировал нескончаемое количество раз... И буду фотографировать дальше!

Фото 28. 2004-08-04. Вид на реку Плюссу с железнодорожного моста

Публикация © Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
Сайт создан в системе uCoz