Перегон Серебрянка-Луга. Путеводитель

За Серебрянкой дорога идет прямо примерно шесть километров. Перегон скучный и неинтересный. Разве что сразу за Серебрянкой, слева, можно видеть круто спускающиеся вниз горки, на них группы высоких сосен, под ними бегущие вниз поля, деревни. Затем с обоих сторон дороги начинаются леса, однообразные, монотонные, и все шесть километров до поворота смотреть тут нечего. Перед поворотом слева можно видеть большое болото, затем колея входит в кривую. Сразу же за кривой располагается станция Калгановка, останочный пункт такого же мелкого пошиба, как 167-й и 177-й километры. Однако же, в отличие от предыдущих станций, на Калгановке всегда можно видеть людей - здесь находится большая деревня Ильжо, к станции тяготеют рядом стоящие деревни Пустошка, Овраги, Дубровка. Деревня Ильжо сравнительно большая, она выходит прямо к железной дороге. За поворотом железнодорожный переезд. Слева группа домов, на пригорочке - колодец, в котором я когда-то набирал воды в специально запасенную бутылку. Справа - сарай путейщиков. За железнодорожным переездом слева можно лицезреть превосходное озеро. Озеро болотистое, мшинистое, по низу болота вдоль насыпи идут столбы связи. Автодорога проходит мимо озера, на том берегу поднятие, лужок, возможно, организован пляж.

Фото 01. Где-то на участке Серебрянка - 151-й километр

Фото 02. Болотистое озеро у ост.п.Калгановка (151-й километр)

Вот сразу же за озером и находится ост.п.Калгановка. Тут горка, железная дорога входит в выемку, слева - старые деревянные домики, сползающие с горочки к железной дороге. Под насыпью и находится ост.п.Калгановка.

Фото 03. Ост.п.Калгановка

Здесь нет даже платформы. Единственное, что отличает эту остановку как ОСТАНОВКУ, так это два-три столба освещения, да протоптанная тропинка. Это и есть Калгановка. Когда я посетил Калгановку в первый раз, по этому поводу даже случился любопытный казус: я очень спешил на поезд, боялся, что опаздаю, а идти я хотел до Калгановки, добраться до остановки, сесть на поезд и поехать обратно, в Плюссу. Любопытно, что Калгановку я вообще проскочил: не заметив ее, побежал дальше, пока не дошел по поворота и не обнаружил, что деревня осталась позади, а я выхожу на еще один длинный и занудный перегон. Только тогда я сообразил, что остановка осталась позади, и мне пришлось возвращаться назад.

Итак, за Калгановкой, находящейся в выемке, насыпь, внизу заросли подлеска. Слева можно видеть превосходные деревянные домики с обширнейшим хозяйством. Дорога вскоре выходит на высокую насыпь и входит в кривую, поворачивая налево. На этом повороте слева, за деревьями, можно увидеть длинное озеро, изогнутой рогаликом - озеро Лукома. Справа внизу под насыпью - подлесок. Дорога поворачивает и выходит к железнодорожному переезду. У переезда маленький деревянный домик, рядышком - колодец. Переезд неохраняемый. Любопытно, что, посетив недавно Плюссу, я несколько раз находил, что поезд Псков-Луга и Луга-Псков останавливался у этого переезда! Похоже, мы имеем новую остановку этого поезда, новый остановочный пункт.

За железнодорожным переездом уже ничего интересного - прямая дорога до Луги. Восемь километров по прямой. Происходит этакая смена декораций: леса становятся сосновыми чистыми борами, между ними пробегают пригорочки и ямы. Где-то за деревьями слева проглядывает деревня Цергово (любопытно, что около деревни, прямо рядом с путями растет яблоня). Наконец, дорога выходит к еще одной станции перегона Луга-Плюсса, к разъезду 144-й километр. Это, пожалуй, главная достопримечательность перегона Серебрянка-Луга. 144-й километр был построен как разъезд. Предполагалось, что ветка на Псков и ветка на Новгород будут соединены колеей в обход Луги, напрямик. Соединение этих дорог и происходит на 144-м километре. Разъезд 144-й километр находится в выемке, по склонам которого растет превосходный ельник. Раньше тут действительно был разъезлд, были уложены дополнительные пути. Когда-то, помню я, при прибытии на тогда еще действующий разъезд поезд, прибывающий из Луги, поворачивал на крайний путь, рядом с выемкой. Потом поезд пустили по главному пути. А потом дополнительные пути вообще разобрали. Сначала стрелки, а потом начали разбирать и сами пути. На станции находится диспетчерской, рядом с ней несколько сараев, чуть дальше - сарай путейщиков. У диспетчерской площадка, выложенная белыми плитами. Когда-то разъезд еще работал. Здесь всегда останавливался поезд Луга-Псков, на диспетчерской была начальник станции, выходившая встречать и провожать поезд. Все еще работало. Ныне разъезд закрыт. Пути разобраны, окна диспетчерской забиты досками. Здесь теперь уже ничего нет. Разъезд закрыт.

Фото 04. Разъезд 144-й километр. Снимок 1999-го года

Фото 05. Разъезд 144-й километр. Снимок 1999-го года

За разъедом параллельно главному пути, в сторону Луги идет колея, которая примерно через три с половиной километра повернет направо, в сторону дороги на Новгород. Эта колея, идущая к 144-му километру чуть ниже насыпи главного пути Луга-Серебрянка, сильно запущена. Последний раз здесь ездили по крайней мере десять лет тому назад, а может, и больше, ибо колея не то что заросла, на ней уже успели вырасти довольно высокие елочки. Я еще помню, как в 90-х годах рядом с 144-м километром на этих путях стояли брошенные платформы. Сейчас кое-где путь разобран, в основном же он очень сильно зарос. Среди зарослей валяется ржавый светофор. Слева, на горочке - дома. Особенно выделяется один из них, из белого кирпича. Его я помню очень хорошо, всегда обращал на него живейшее внимание. На доме красным кирпичом выложено "Решения партии - в жизнь", на жестянке рядом с домом - "Доброго пути!". Эти пожелания хорошо видны из проезжающих поездов.

Наконец, справа открывается открытое пространство - там несколько бетонных коробок, песок - похоже, что-то строили. Вдали отчетливо виднеется Лужская телевизионная антенна. Колея на Новгород поворачивает именно туда. Осталось уже совсем немного. В лесу справа виднеются какие-то сооружения, то ли пионерлагерь, то ли база отдыха. На горизонте маячит телевизионная антенна. Слева побежали домики - это уже Луга. Пересекаем речку Обла. Все, поезд приехал в Лугу...

© 2006 Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru

http://pskovrail.narod.ru/main283.html - страница, посвященная 144-му километру на сайте Псковских железных дорог, проект Юрия Киселева
http://pskovrail.narod.ru/main509.html - страница, посвященная 147-му километру на сайте Псковских железных дорог, проект Юрия Киселева
http://pskovrail.narod.ru/main493.html - страница, посвященная 151-му километру на сайте Псковских железных дорог, проект Юрия Киселева

Публикация © Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
Сайт создан в системе uCoz