Станция Лямцево

Среди первых станций участка Луга-Псков железной дороги станции Лямцево не существовало, а вслед за Клабутицкой сразу же следовала Плюсса. Однако же в начале ХХ века по просьбе местных жителей здесь была устроена станция Смычка, позже переименованная собственно в Лямцево. Вообще говоря, деревня Лямцево находится к западу от станции примерно в километре. На переезде в сторону Серебрянки (бывшая станция Клабутицкая) располагается деревня Крошново, к югу от станции - деревни Пряслино и Усконицы. На станции три пути да одно здание ДСП - по сути, больше ничего интересного тут нет. Однако же станция выполняет важную роль. Во-первых, здесь кончается однопутка Луга-Лямцево и начинается двухпутка, идущая вплоть до станции Молоди, в связи с этим станция постоянно выполняет роль разъезда, здесь происходят скрещения поездов. Во-вторых, Лямцево - последняя из станций, территориально принадлежащих Псковской области. В связи с этим в 90-х годах псковскими железнодорожниками была выдвинута идея пригородного поезда Псков-Лямцево, и я даже его застал - да, такой поезд реально существовал! В-третьих, и это самое важное - раньше в Лямцево находился торфоперегруз узкоколейки Заплюсье-Лямцево и Волошово-Лямцево. Существовал подъездной путь к перегрузу, выходящий на станцию. Эти три причины выделяют Лямцево среди прочих станций перегона Луга-Псков. В настоящее время Лямцево - малый и ничем не примечательный полустанок среди лесов да полей Псковщины. В 2004 году была закрыта касса продажи билетов, обилечивают теперь в поездах. Станция принадлежит Санкт-Петербург-Витебскому отделению, код станции 17170. Осуществляется посадка-высадка пассажиров из поездов пригородного/местного сообщения. Прием и выдача багажа, грузовые операции не производятся.

Самая главная достопримечательность станции - очевидно, здание ДСП. Это тут главная (и по сути, единственная) достопримечательность. Рядом с ним имеется ряд сарайчиков, где путейцы держат свой инвентарь, да будка туалетов.

  

Фото 01, 02. ДСП и сараи путейцев

Имеются две платформы. Одна из них выходит "в город" - к автодороге к Лямцево. Между авто- и железной дорогой располагается давно уже одичавший яблоневый сад. Деревца уже старые, яблоки мелкие. Среди яблонь проложены тропинки, попадаются чурбанчики да досочки встречающих / провожающих поезда. Посреди этого дикого парка, у тропинки к автодороге располагается старый колодец. Увы, состояние его плачевно! - как любит наш русский человек, раз общее - значит, ничье! Состояние его ужасно, ворот сломан, крышки нет, и теперь он засорен многочисленным мусором, а в воде некогда бывшего колодца теперь плавают гнилые яблоки... Не могу не подивиться тупости русского человека: было на станции Лямцево ДВА колодца, и оба были загажены! Воистину кошмарно... Еще одна достопримечательность этого дикого садика - деревянная железнодорожная казарма близ ДСП. Здание выглядело довольно респектабельно, и в 2005 году, казалось, его начали ремонтировать. Однако уже в 2006 году от него осталось лишь пустое место... А жаль, ведь в хорошем состоянии было здание! Или кому-то оно помешало? Но кому оно может помешать здесь, в Лямцево?

       

Фото 03. Колодец в одичавшем яблоневом саду
Фото 04. Вот она, одна из двух сохранившихся в Лямцево железнодорожных казарм. Снимок 2005 года
Фото 05. А теперь на ее месте лишь белое пятно. Снимок 2006 года
Фото 06. Пассажирская платформа, вид в сторону Серебрянки
Фото 07. Пассажирская платформа с видом на яблоневый сад

Еще одна постройка станции Лямцево находится чуть дальше пассажирской платформы в сторону Серебрянки. Это еще одна железнодорожная казарма, кстати, очень эффектное деревянное строение. Сейчас тут жилой дом. Рядом с ним когда-то, под насыпью, когда-то находился еще один колодец. Я его видел в 1998 году, когда был в Лямцево первый раз, в 2005 и 2006 найти его уже не удалось. Местные жители говорят, что колодец был заглушен мусором. За горловиной станции достопримечательностью является большое болото справа, если смотреть в сторону Серебрянки. Как говорят местные, в свое время в это болото железнодорожники сливали мазат да масло. Ну а мне это болото дорого как память, мне оно действительно очень нравится :-).

 

Фото 08. Эффектная железнодорожная казарма в Лямцево, ныне жилой дом
Фото 09. Болото на станции Лямцево

           

Фото 10. Выходные четные светофоры Ч1 и Ч2
Фото 11. Нечетная горловина, вид в сторону Серебрянки
Фото 12. Километровый знак 170/171 стоит точно у горловины станции
Фото 13. А вот и начало однопутки - вплоть до Луги!
Фото 14. Светофор М1 со стороны Серебрянки
Фото 15. Четный светофор Ч4
Фото 16. Знак "Остановка локомотива" на пассажирской платформе

В связи с тем, что Лямцево обслуживала торфоперегруз лямцевской узкоколейки, здесь же, у станции размещался маленький рабочий городок. Он хорошо виден со стороны железной дороги, если смотреть направо (по ходу в Серебрянку). На невысокой насыпи размещаются четыре желтых здания с немногочисленными ветхими сараями. Рядом с ними - высокая кирпичная водонапорная башня. Во время действовавшего здесь перегруза в этом крохотном микрорайончике кипела жизнь. Работала баня, был магазин, к которому со стороны узкоколейки была проведена своя отдельная колея, были склады. В домах и сейчас живут люди, однако узкоколейка давно уже умерла, и Лямцево - вместе с ней. Начинаются сбои воды, трубы ржавеют, лопаются, а колодцев, как я уже писал, нет... Этот рабочий квартал я считаю неотделимой частью станции Лямцево.

   

Фото 17, 18. Жилые дома в рабчоем городе станции Лямцево
Фото 19. Водонапорная башня

         

Фото 20. Километровый знак 171/172 находится на расстоянии 500 метров от четной горловины станции
Фото 21. Светофор Н4
Фото 22. Светофор Н2
Фото 23. Панорама станции Лямцево, вид со светофора
Фото 24. Четная горловина, вид со стороны Плюссы
Фото 25. Граница станции. Справа видна опора светофора Н1, а слева вдалеке - тот самый знаменитый виадук УЖД Лямцево-Волошово

   

Фото 26. А это - тот самый подъездной путь к перегрузу УЖД. Уже разобранный. Снимок сделан в 2006 году
Фото 27. На разобранном подъездном пути до сих пор стоит светофор М4. Работающий
Фото 28. Примыкание подъездного пути к станции Лямцево

     

   

Фото 01. 1998 год. Станция Лямцево. Обратите внимание, что состав стоит на четвертом (ныне разобранном) пути
Фото 02. 1998 год. Горловина станции, километровый знак 170/171
Фото 03. Здание ДСП белого цвета (ныне оно желтоватого). Тогда там еще была касса
Фото 04. Водонапорная башня
Фото 05. Подъездной путь к торфоперегрузу УЖД
Фото 06. Вид с путепровода УЖД Лямцево-Волошово в сторону Плюссы
Фото 07. Столб ЛЭП рядом с путепроводом УЖД Лямцево-Волошово

© Кирилл Н.Кравченко, 2006 год, http://plussa-region.narod.ru/

http://pskovrail.narod.ru/main313.html - страница, посвященная Лямцево на сайте Псковских железных дорог, проект Юрия Киселева

Публикация © Кирилл Н.Кравченко, 2006 год, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне, если не оговорено иное :-)
Сайт создан в системе uCoz