Путеводитель по Плюссе:
Достопримечательности Плюссы: 1 - Вокзал
2 - Проспект Ленина, центр Плюссы
3 - Центральная площадь, пам.Ленину
4 - Коммунальная улица, кладбище
5 - Проспект Ленина
6 - Юбилейный
7 - Мост через р.Плюсса
8 - Ул.Комсомольская
9 - Стругокрасненский переезд
10 - Железнодорожный переезд
11 - Ул.Валерии Гнаровской
12 - Плюсса за железной дорогой
13 - Улица Победы
14 - Дорога на Заполье
15 - Дорога на Погорелово
16 - Дорога на Струги Красные
17 - Дорога на Ляды
18 - Дорога на Нежадово и ЛямцевоПолная версия карты - здесь (180 Кб)
Прежде всего, следует разделить Плюссу на несколько районов, что вполне возможно сделать ввиду ее занятной структуры - в виде трехлистника, разросшегося по трем дорогам Плюссы: по дороге на Заполье, по Комсомольской улице и по дороге на Ляды. Но прежде всего необходимо выделить центр Плюссы - он ограничен железной дорогой с одной стороны, улицей Ленина с другой и Коммунальной улицей - с третьей. Этот треугольник - центр всей Плюссы и всего района и здесь располагаются все самое-самое. О нем я скажу чуть подробнее дальше в этом же путеводителе. На карте этот треугольник обведен точками 1 - здание вокзала, 2 - проспект Ленина, 3 - центральная площадь, и 10 - железнодорожный переезд. Это и есть вся Плюсса, от которой уже в разные стороны разбегаются дороги, вдоль которых и концентрируются жилые массивы. Самой важной дорогой Плюссы является, безо всякого сомнения, дорога Плюсса-Заполье, в пределах Плюссы она именуется улицей Ленина - что на карте отмечено цифрой 5 - самой важной улицей поселка. Улица ужасно длинная, все жилые массивы сконцентрированы вдоль нее, выходя к проезжей части, сразу за ними уже остроконечные вершины елочек. По этой дороге можно прийти в отдаленную часть поселка - в т.н.Юбилейный, ибо здесь находится (скажем так, находилось) отделение совхоза Юбилейный, что на самом деле расположен отсюда в нескольких километрах в сторону Петрилово, по шоссе. Здесь довольно много жилых массивов (безусловно, частная застройка), много улиц. Мост через реку Плюсса, за мостом поселок продолжается, огромное количество частных домов, выстроившихся вдоль шоссе. Это - восточная часть поселка. Еще одна часть поселка возникла вдоль улицы Комсомольская, что идет от центра и на юго-запад. Там она заканчивается ныне недействующим Стругокрасненским переездом. Тоже довольно большой жилмассив. На северо-восток от железнодорожного переезда отходит третий район Плюссы - район улицы Валерии Гнаровской. На этой улице находится несколько замечательных зданий, но никакого продолжения в эту сторону нет - дорогу упирается в подстанцию и на этом поселок в этой стороне заканчивается. Наконец, очень большой массив располагается по северную сторону от железной дороги, в сторону дороги на Ляды и Нежадово-Лямцево. Районы тут действительно громадные, и много-много улиц.
Дорогой путешественник, добро пожаловать в Плюссу! Мы едем на поезде Луга-Псков. Дорога здесь неэлектрофицирована, так что едем на тепловозе, электрички остались в Луге. Перестукивают колеса, слышатся звуки работающего дизеля, шипение тормозных магистралей, за окном черный дым, выброшенного тепловозом. Между Лугой и Плюссой всего ничего - один час езды и только две крупные остановки - сначала Серебрянка, потом Лямцево. Сразу за Лямцево еще одна маленькая остановка - ост.п. 177-й километр, следующая - уже Плюсса. За окном бесконечные леса, тянущиеся километр за километром, но вдруг, совершенно внезапно, леса заканчиваются, и мы въезжаем на большой железобетонный мост через р.Плюсса. Внизу, под нами - бурная, полноводная река, за ней - обширные поймы в окружении рядов остроконечных елочек. Все, проехали реку - это сигнал к тому, что пора собираться, выходить. И народ, сидевший в ожидании реки, быстро собирает вещи, достает рюкзаки и начинает медленно подтягиваться к тамбуру. По вагону пробегает проводник: Плюсса! С восточной стороны уже побежали маленькие бетонные домики, за ними подстанция - над нами проходит высоковольтная линия, и в конце просеки ЛЭП уже видны массивы маленьких деревянных домиков, и мы едем дальше, и вдруг лес заканчивается, и мы видим высокий козловой кран, высокие штабеля леса, за ними - кирпичные строения, множество деревянных частных домиков, и где-то возвышается двухэтажный панельный домик, из-за него выглядывает Плюсская школа, и вот уже побежали склады-развалюхи, светофоры, и вот уже на стрелках застучали колеса, и появилось путевое развитие, и где-то пронеслась одинокая цистерна. Проезжаем переезд - народ выстроился длинной очередью к тамбуру, появляется проводница, открывает дверь. Поезд начинает сбавлять ход, зашипела тормозная магистраль, вот мы проехали большую кучу угля, ряд вагонов с лесом, вот здание молокозавода, а вот уже и вокзал - поезд останавливается. Все, Плюсса.
Центром любого населенного пункта является, очевидно, вокзал. В Плюссе это к тому же и геометрический центр. Выходим с вокзала, спускаемся по разбитым ступенькам вниз и выходим на привокзальную площадь. Справа - Плюсский автопавильон. Редко когда вы застанете его открытым, автобусное движение давно уже умерло. А если вам куда надо ехать, здесь же к вашим услугам ряд частников, припарковавших свои Жигуленки и Москвичи прямо у лесенки (Фото 1).
Фото 1. 2004-08-04. Здание вокзала со стороны Плюссы
Здесь, у вокзала начинается самая главная улица Плюссы - улица Ленина, что начинается здесь же, у вокзала и идет напрямик до моста через реку Плюсса, затем на Заполье - к Киевскому шоссе. Это центральная, самая главная улица, и на ней находятся все достопримечательности. Например, здесь же, у вокзала, по левую руку можно лицезреть два самых больших магазина, в том числе промышленных товаров. Справа, за автопавильоном, за двухэтажным типовым панельным зданием - здание банка (Фото 2). Здесь находится не только банк, но еще и управление по охоте и рыболовству Плюсского района.
Фото 2. 1998-08-22. Здание банка
Пройдя шагов 10, сразу за банком, мы выходим к дорогу, ведущей на железнодорожный переезд Плюссы. Весь автотранспорт, следующий по улице Ленина, доезжает сюда, а затем сворачивает на переезд - это самый оживленный перекресток в Плюссе. Хотя что значит оживленный? - светофора тут, конечно, не знают, а он и не нужен - изредка пронесется КрАЗ с прицепом, полным леса, трактор-Белорусец, дряхлый жигуленок или старенький ЗИЛ-130. А больше ничего и нету.
Фото 3. 2005-02-09. Улица Ленина, вид на вокзал
По правую сторону - длинная очередь кирпичных двухэтажных жилых строений. Когда-то из Плюссы хотели сделать поселок городского типа (вообще говоря, он до сих пор так и зовется), поэтому людей насильно сгоняли в подобие городского дома. Я считаю эту идею воистину уродской - ничего у устроителей этой идеи не получилось, разве что вокруг этих домов развелись страшные массивы гнилых сараев, хлевов, огородов - и все намешано в жутком хаосе и беспорядке. Правда, на улицу Ленина эти кошмары не выходят - они находятся по ту сторону домов, за ними, где постепенно сходят на нет, вливаясь в противное болото между железной дорогой и Комсомольской улицей. Ну а на правой стороне, вплоть до центральной площади - сплошные достопримечательности. На перекрестке дорог когда-то находилась столовая. Эх, какое было здание! Вот вспоминаю его и горько вздыхаю: ну кому, кому оно помешало?!.. В свое время это была настоящая советская столовая: стояли столики, горочка подносов, и кассиры в белых передниках выбивали чеки на супы, второе, компоты. Я тут очень часто кушал, и мне тут очень нравилось. Был довольно большой зал, и там всегда было мало людей. А рядышком, в том же здании - кулинария, маленький магазин с вкусной выпечкой :-). Этого здания больше нет :-(, и я считаю своим огромным упущением, что не сфотографировал это здание, когда оно еще существовало. Оно стояло здесь, на перекрестке, обычное деревянное здание с двускатной крышей, окна с резными окошками. Совсем недавно его подремонтировали, выкрасили в ярко-голубой цвет, и стало оно, как конфетка посреди поселка. А потом его вдруг снесли, и ничего не осталось от него, ну разве что фундамент... Эх, досадно, не успел я его сфоткать!.. За бывшим зданием столовой, по правую сторону, лицезреем маленькое болотце, на краю которого балансирует еще одно маленькое деревянное здание с открытой верандой, уходящей в болото, густо взращенное камышами и рогозом. Когда-то здесь был магазин, теперь с упраздением столовой здесь организовали местный досугово-развлекательно-культурный центр - Рюмочную. Именно так теперь называется столовая по-Плюсски. Очень маленькое здание, в котором продают и дешевую водку, и дешевые пирожки. Рядом с Рюмочной располагается еще один культурный центр Плюссы - газетный ларек. Наряду с дешевой бульварщиной из Питера здесь есть и серьезная литература. Постоянно в продаже газета "Плюсский край", а также ряд Псковских изданий.
Фото 3. 2005-02-09. Рюмочная и газетный ларек
За Рюмочной и газетным ларьком - маленький лужок, асфальтовая дорожка проходит в тени густых зеленых насаждений. За лугом - здание почты (Фото 4), рядом с почтой находится Плюсский рынок. По четвергам здесь базарный день, собираются торговцы и продают всякую всячину, в основном то, от чего отвернулись привередливые носы Санкт-Петербурга, но на что клюют деревенские Плюссчане. За базаром - магазин, затем жилые двухэтажки. Мы теперь посмотрим направо, там новые достопримечательности Плюссы.
Фото 4. 2004-08-03. Здание почты
Улица Ленина поворачивает налево и медленно поднимается в горку. Направо отходит Комсомольская улица - одна из главнейших улиц Плюссы. На перекрестке ул.Ленина и ул.Комсомольской находится ряд замечательнейших строений. Прежде всего кинотеатр - да-да, здесь есть кинотеатр, и тут до сих пор показывают фильмы, американские боевики по 10 рублей. Рядом с кинотеатром, вглубь леса, находится детский сад "Светлячок" - пожалуй, самый большой на территории Плюссы. Его детские площадки выходят прямо на улицу Ленина. Перед ним находится еще одна достопримечательность - магазин-ресторан-кафе. Занятное сооружение белого цвета, на первом этаже которого крупный продовольственный магазин, на втором - ресторан (здесь есть и такое), в пристроечке - кафешка.
Но вот мы идем по асфальтовой дорожке в гору, и вот выходим на горочку, где располагается центральная площадь Плюссы. Большая площадь, заросшая травой. С одной стороны - здание суда и прокуратуры, с другой - здание гостиницы, с третьей - вид на администрацию Плюсского района, с четвертой - памятник-барельеф В.И.Ленину. Здесь - перекресток четырех важных дорог - улицу Ленина пересекает Коммунальная улица. Правда, большегрузному транспорту въезд сюда запрещен, поэтому этой дорогой, пусть даже ведущей напрямик к железнодорожному переезду, никто не пользуется - едут до вокзала и только затем сворачивают.
Фото 6. 2004-08-04. Центральная площадь Плюссы. Здание администрации и памятник В.И.Ленину
Фото 7. 2004-08-04. Здание гостиницы, начало дороги на Погорелово
Здесь, на площади, располагается еще несколько достопримечательностей. За здание суда, за заборами, вглубь леса, располагается Плюсская котельная. Сейчас тут работает одна крохотная кочегарка, но в конце 80-х было задумано строительство новых корпусов котельной. Котельную так и не построили, и здесь до сих пор возвышаются бетонные остовы среди уже заросших куч песка (Фото 8).
Фото 8. 2004-08-04. Недостроенные сооружения Плюсской котельной
Ну а мы немножко прогуляемся по дороге в сторону Куреи-Погорелово. На площади имеется мемориал павшим в годы Великой Отечественно войны, тут же, в темном хвойнике - старое кладбище, грязное, заросшее и заброшенное, уже не говоря о том, что тут, в темном хвойнике, всегда темно и сыро. Напротив старого кладбища - автобусная остановка. В Погорелово регулярно ходит автобус Плюсса-Погорелово, вот я его очень удачно запечатлел на снимке 9.
Фото 9. 2004-08-04. Автобусная остановка и автобус Плюсса-Погорелово
Дорога медленно спускается вниз, где пересекает ручей. Слева - склады стройматериалов, внизу - будка с газовыми баллонами, и Плюсса заканчивается, а начинается уже дорога Плюсса-Курея.
Но мы, пожалуй, вернемся к улице Ленина. Выйти на него можно и отсюда, со стороны складов - старое кладбище со стороны обходит еще одна дорога, выходящая напрямик на улицу Ленина. Достопримечательность - панельное пятиэтажное строение. Большая редкость - в Плюссе их всего три - два здесь, и одно чуть дальше. Две пятиэтажки находятся стоят друг против друга и выглядят как воистину гиганты среди крохотных строений Плюссы. Улица Ленина длинная, и вдоль нее найдется не одна достопримечательность. Так, по правую руку мы можем видеть поликлинику. Слева, сразу за пятиэтажкой - болото, хвойник, за ним - Плюсская больница, здание маленькое, двухэтажное, с собственной котельной. Вот она, выглядывает из-за деревьев на Фото 10. К сожалению, ее тут плохо видно - здесь кругом деревья и болота.
Фото 10. 2004-08-04. Плюсская больница
За зданием больницы как слева, так и справа длинные ряды кирпичных двухэтажек, за ними - фундамент так и не построенной пятиэтажки, далее длинные массивы частных деревянных домиков. Затем дорога резко сворачивает влево, спускается под горку и выходит к мосту через реку Плюсса. Это часть Плюссы называется Юбилейным - неподалеку находится большое птицеводческое хозяйство "Юбилейный", здесь - его отделение. У моста через реку стоит магазин "Юбилейный", сюда когда-то раньше приходила дорога из Куреи (подробней о ней см. здесь). За мостом стоит старинное здание из красного кирпича, вдоль реки Плюсса отходит дорога в сторону Лешевиц - вдалеке горы, стоящая неподалеку деревня, водонапорная башня. Дорога на Заполье продолжает идти дальше, в сторону Заполье - Плюсса большой поселок!, по обоим сторонам все еще бегут дома, дома, пока, наконец, не закончатся и они. И вот тогда уже заключительный Плюсский аккорд - автозаправочная станция, а потом и указатель "Плюсса". Начинается дорога Плюсса-Заполье.
Фото 11. 2004-08-05. Указатель "Плюсса" при въезде в поселок
По крайней мере эта часть Плюссы нами освоена :-). Вернемся же теперь к Комсомольской улице, на ней тоже есть несколько достопримечательностей. Вообще, все достопримечательности Плюссы, как, впрочем, и в любом другом населенном пункте, сосредоточены в центре такового. Что совершенно логично - администрация стремится быть поближе друг к другу. Что не поместилось на ул.Ленина, размещено на ул.Комсомольской. В самом начале улицы, там, где находится кинотеатр, чуть дальше него располагается редакция газеты "Плюсский край" и Плюсская аптека - здания деревенские, маленькие, незатейливые, кабы не их вывеска. По правую сторону улицы чуть дальше располагается Плюсская милиция - здание, ощетинившееся антеннами. На входе висит щит с листовками "Их разыскивает милиция". Пожалуй, здание милиции - самое красивовыглядещее здание Плюссы. Там, за Комсомольской улицей, есть еще несколько улиц, вдоль них стоит большое количество частных домиков. Между Комсомольской улицей и железной дорогой - болото. Сама улица ведет в сторону Стругокрасненского переезда, когда-то существовавшего, но вскоре закрытого.
Вернемся же обратно в центр, на Плюсскую центральную площадь, к памятнику Ленину. Здесь начинается Коммунальная улица, срезающая угол и идущая напрямик к железнодорожному переезду. Вот на этом треугольнике, ограниченном с одной стороны улицей Ленина, с другой - Коммунальной улицей, с третьей - железной дорогой, и располагается масса административных сооружений Плюссы. Кроме уже перчисленных магазинов, почты, администрации и собственно памятнику Ленина, следует назвать еще ряд магазинов, жилых зданий. Недавно к ним присоединилась и Плюсская церковь, что строится в центре треугольника, сразу за зданием почты. На Коммунальной улице находится также здание Плюсских бань. Перед железнодорожным переездом - новопостроенное здание магазина "У переезда", рядом с ним вечная куча угля - на этой площадке запасается топливом Плюсская котельная. Рядом с переездом, вдоль Коммунальной улицы - березовая аллея, этакий крохотный парк посреди Плюссы. Вдоль железной дороги - промзона: бывшее здание молокозавода, по ту сторону дороги - хлебозавод, склады. Здесь же начинается улицы Валерии Гнаровской, еще одна великая дорога Плюссы. Немного повиляв из стороны в сторону, дорога наконец-то выходит на прямую и идет параллельно железной дороге. На улице Валерии Гнаровской - большой жилой дом, за ним - огромное здание Плюсской средней школы. Это действительно очень большая школа, построенная по городским типовым проектам. И это можно понять, ведь она рассчитана на всех детей Плюссы и ближайших окрестностей - а это будет около 4 тысяч жителей! По левую сторону улицы Валерии Гнаровской местная промзона - склады, хлебозавод, нефтебаза, затем снова склады, энергетики, ветеринария. Наконец, улица упирается в черный хвойник, за которым располагается еще несколько одиноких строений, а также подстанция. Вдоль железнодорожных путей простирается престранное песчаное поле, на котором хаотично выстроены бетонные домики.
По ту сторону железной дороги, в сторону Ляд, жилые массивы расположены гораздо кучнее, чем в сторону Заполье. Здесь же находится масса улиц и улочек. Район этот мною плохо исследован, и я скажу о нем лишь пару слов. К северу находится еще одна промзона Плюссы - здесь лесные нижние склады, разные промышленные сооружения. В конце улицы Победы, а именно так называется эта улица - находится автобусная станция Плюссы, на перекрестке дорог - автозаправочная станция, неподалеку - антенна мобильной связи Мегафон. Около железной дороги располагаются пожарные, чуть дальше - строение, некогда принадлежащее филиалу Псковского электротехнического завода - да, и здесь была промышленность, был целый завод! Старинное здание в тени густых крон деревьев, за гнилым забором буйное царство зелени. Завод не работает уже много лет, сейчас его продают в частную собственность. Здесь же, на этой же улице, находится еще одно старинное строение - бывшее здание школы. Также в разрушенном состоянии. Одной из главных дорог этой стороны является дорога на Струги Красные. У этой дороги находится здание газоэксплуатационного участка, далее - склады. Наконец, большое болото, вдоль которого идет дорога, да ДОК - деревообрабатывающий комбинат. На этом Плюсса заканчивается, и дорога идет на Струги Красные.
© Кирилл Н.Кравченко, http://www.plussa-region.narod.ru, k_kir_97@mail.ru
Публикация © Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru, k_kir_97@mail.ru © Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное