Сергей Некрасов. "Спасти и сохранить"

"Псковская правда. Вечер", № 161-162 (23645-23646), 4 августа 2005 года, четверг

К обряду пострижения в монахини она шла долго и осознанно. Поэтому, когда ее нарекли сестрой Вениаминой, вздохнула легко и свободно, будучи уверенной, что отнынее ее прежнее мирское имя - Лариса Николаевна Фалькова - согласно христианским канонам умерло и существует только в паспорте. Для мира божьего отныне она - сестра. Всем, кто в разное время и при разных обстоятельствах прибился к этому дому, она старается стать настоящей матерью, заботясь о том, чтобы ее подопечные научились тому, что должен получить каждый ребенок в нормальной семье.

- Попадая к нам из интерната или прямо из подворотни, они не знают элементарного: как себя вести на людях, как противостоять соблазнам взрослой жизни, - объясняет Вениамина. - Большинство имеют отставание в психическом развитии (характеризуя их, моя собеседница чаще всего употребляет слово «убогонькие»), поэтому велика вероятность того, что некоторые могут повторить путь своих родителей: наркоманов, неизличимых пьяниц.

Не допустить этог - такую задачу поставила перед собой сестра Вениамина, организовав в деревне Лосицы православную общину, которую местные называют просто: Дом милосердия.

«Убогонькие»

Но прежде чем переехать из Питера в плюсскую глушь, будущая сестра Вениамина закончила педагогический институт. Кроме того, за ее плечами училище культуры, где она изучала режиссуру. Была замужем, есть сын, который учится в институте (в будущем он - юрист, не без гордости добавляет моя собеседница), однако решение посвятить себя больным и брошенным детям именно в чине инокини и подвигло ее на то, чтобы оставить семью и принять постриг.

Мы сидим на краю большого поля - разговариваем. Остальные тем временем вороша сено. В общине три коровы, поэтому сейчас главная задача - заготовить на зиму как можно больше сена. Не все с удовольствием делают эту работу. Девятилетний Леша бегает взад и вперед, делая вид, что всем усиленно помогает, но ему хочется купаться, и он не может дождаться часа, когда моя собеседница скажет: хватит. Кристине плохо. Она, бросив грабли, несется к матушке, чтобы сообщить, что ее тошнит.

- Вчера пост закончился, многие дорвались до молочного, вот и маются животами, - поясняет Вениамина и предлагает девочки прилечь в тенечке. - А потом мы пойдем купаться.

- Несмотря на то, что у нее мать-алкоголичка, девочка выросла здоровая, с неболшим отставанием в развитии, - говорит Лариса. И тут же добавляет: - У нас большинство таких.

И снова из ее уст я слышу это старинное, необычное для современного уха слово - убогонькие.

Вдали от цивилизации

Относилось оно и к местным алкашам, променявшим мир божий на бутылку, и к бабушке Марии Егоровне, 95-летней старушке, которая появилась здесь лет пять назад. Привезли ее сюда родственники - умирать. И даже гроб приготовили, но неожиданно ей расхотелось отправляться на тот свет. Более того, начала рисовать. Думаю, удивительно было видеть, как руки, изуродованные ревматизмом, в первый раз взяли цветные карандаши.

- А потом даже стихи начала писать, - добавляет Вениамина.

По большей части старушки лежит («ой, сынок, ноги не держат!»), но жизнью она своей довольна. Это же слово подходит и к мужчине, у которого врожденный церебральный паралич. Привез его сюда отец - Виктор Александрович. Родом они из Печор, где и познакомились с Вениаминой, которая, узнав об их горе, и пригласила пожить в Лосицы.

- Они же ведь убогонькие. Их пожалеть нужно, - неизменно каждый раз добавляла моя провожатая. - Тогда я работала методистом в отделе народного образования. В нашем районе насчитывалось 40 школ и всего один интернат. Некоторые его воспитанники посещали занятия воскресной школы, которую мы организовали в начале 90-х. Тогда вперве у нас и появилась идея попытаться помочь этим детям.

В России до сих пор нет эффективного способа решения этой проблемы. В Швеции, например, государство выделяет огромные средства, чтобы научить достигших совершеннолетия какой-то, пусть примитивной, но профессии. В России со стардованих времен «убогоньких» привечала церковь. Поэтому сестра Вениамина ничего нового не изобрела, когда подумала вот о чем: чтобы сохранить ребят, спасти их от негативного влияния улицы, нужно прибиться к какому-нибудь монастырю. Но из этой затеи ничего не вышло: дети оказались слишком активными для монастырской обители. Тогда возникла идея найти удаленное от цивилизации место. Так шесть лет назад община перебралась в Плюсский район, под крыло настоятеля церкви Митрофана Воронежского. Начали строиться. На первых порах помогли доброхоты. В Печерском монастыре им подарили коровку Сливку, которую здесь все так и зовут: «Печерянка». Пришельцев в деревне приняли настороженно, поначалу называя сектантами. Даже однажды сожгли заготовленное сено. Точно так же к ним отнеслось и большое педагогическое начальство. Лет пять назад в Лосицы нагрянула группа товарщей, которые тут же назвали все, что делает Лариса и ее помощники, «шарлатанством и преступлением против детства». В конце концов им было предложено стать государственным учреждением, чтобы все было по порядку и согласно духу инструкции. Фалькова отказалась, после чего в одной из городских газет появилась публикация, полная недвусмысленных намеков, предположений и самых пессимистических прогнозов.

Но община выжила. Ей помогают многочисленные доброхоты, которые приезжают сюда чаще всего на лето во время своего отпуска. Здесь я познакомился с Верой Ремезовой, воспитательницей детского сада, учителем музыки Еленой Фиган. Сами петербурженки, они знакомы с Вениаминой еще с тех времен, когда она возгавляла воскресную школу.

Что такое «хорошо»?

По словам Вениамины, свою задачу они видит в том, чтобы научить детей отличать хорошее от плохого. Убедить их, что есть другой мир, основой которого служит доброта - труд великий…

- Мы должны о многом говорить с ребятами. Объяснять им, что мальчики - это будущие защитники, - излагает свою педагогическую концепцию сестра Вениамина. - И не только России, но и семьи. Девочки -будущие мамы. Они должны уметь готовить, шить, стирать, оберегать малышей. Мы с ними фильмы смотрим. Про любовь, например. Многим нравятся «Алые паруса». Про страдальцев за Россию («Минин и Пожарский»).

Приносит ли это свои положительные результаты? Моя собеседница считает, что да. Она считает: главное, чтобы ее подопечные научились радоваться жизн, не впадали в депрессию (у некоторых бывают суицидные настроения). Иногда все же повзрослевшие ребята уходят из общины. Она вспоминает некую Настю, которая до того, как попасть в Лосицы, скиталась матерью-наркоманкой по питерским подвалам. Однако, пожив деревенской жизнью, она в конце концов уехала в Питер.

Для таких, переломанных жизнью, задумано построить рядом с общиной ещеодин дом, где бы могли останавливаться те, которым уже и бежать-то некуда. Мне бы не хотелось, чтобы у читателя сложилось впечатление, что община - это идеальное место. До сих пор сестра Вениамина не может без слез вспоминать, как в прошлом году утонули два мальчика: Кирилл (9 лет) и Андрей (12). Один из них хотел стать монахом, а другой священником. Когда ребята пошли купаться, один прыгнул в воду, а когда стал тонуть, ому на помощь бросился другой.

- Его у нас почему-то считали не очень смелым, - с горечью вспоминает моя собеседница. - В тот день меня небыло в лагере (уезжала по делам в Питер), а погибли ребята в день Соловецких святых Васиана и Ионы, которые (вот совпадение!) тоже утонули.

Сергей Некрасов. Плюсский район

  

Статья © Сергей Некрасов, "Псковская правда. Вечер", № 161-162 (23645-23646), 4 августа 2005 года
Публикация © Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
Сайт создан в системе uCoz