Разработка заплюсских торфяных болот началась в те счастливые времена, когда стране еще был нужен торф. В Ленинграде и окрестностях существовало несколько крупных электростанций (достаточно назвать хотя бы ТЭЦ-15 и Кировскую ГРЭС), работающих исключительно на этом виде топлива, поэтому на Северо-Западе, славящемся своими торфяниками, была создана целая компания, "Ленторф" называется, занявшаяся разработкой таковых. Среди крупнейших торфопредприятий Северо-Запада особенно славились разработки в Назии и Тесово-Нетыльском. В Псковской области своим торфяным гигантом считались Заплюские торфоразработки. На границе между тремя областями - Псковской, Ленинградской и Новгородской, в 1957 году начались разработки Заплюсских болот, названных так по названию озер, из которых начинала свой путь одна из рек Псковщины - река Плюсса. На свет появился еще один рабочий поселок - Заплюсье, этакая торфяная столица Псковской области. Для перегруза торфа на вертушки широкой колеи от Заплюсья к Лямцево была проложена узкоколейная железная дорога (УЖД) длиной порядка 20 километров, на ней устроено два разъезда. В Лямцево был построен перегруз узкой колеи, построен маленький рабочий поселок. В 70-80е годы торфяные разработки процветали, объем работ значительно увеличился. В Заплюсье был построен железобетонный путепровод через Киевское шоссе, заложен песчаный карьер в поселке Ретюнь, куда проложили ветку узкоколейки. В 80-х годах начались разработки торфа в районе Волошово Ленинградской области. Эти разработки было решено объединить с Заплюской системой, была построена узкоколейка до Лямцево, которая, таким образом, обслуживала сразу два направления: на Заплюсье и Волошово. Объем перевозок был колоссальным, Заплюсье и Лямцево процветали, ежедневно ходили поезда с пассажирскими вагонами, обсуждался вопрос дизель-поезда на участке Заплюсье-Лямцево. Но потом наступили буйные 90-е годы... Первой разобрали ветку Лямцево-Волошово. Участок Заплюсье-Лямцево долго сопротивлялось, еще в 2004 году казалось, что все налаживается - появился хозяин, восстанавливается путь, ходят поезда, но уже через год рухнули последние надежды - перегруз в Лямцево разобрали на металл, порезали и весь перегон Заплюсье-Лямцево. В живых осталось только Заплюсье, но и тамошнее хозяйство дышит на ладан. В некогда колоссальном по своему размаху заплюсском хозяйстве ныне остались считанные километры узкой колеи, они доживают свои поcледние дни :-(.
Описание перегруза в Лямцево
Кратенько пробежимся по достопримечательностям перегруза УЖД в Лямцево. От станции Лямцево в сторону Заплюсья отходит ширококолейный подъездной путь (ныне уже разобранный). Примерно через 200 метров он пересекает автодорогу, идущую от деревни Лямцево (точнее говоря, от деревни Крошново) к деревням Пряслино и Усконицы, далее он следует параллельно дороге. Между тем слева открывается широкое поле - назовем его первым участком перегруза. Сие напоминает скорее площадку технического обслуживания, здесь и поныне располагаются цистерны нефтебазы, раньше, похоже, располагалась экипировка, различные вспомогательные службы как для широкой, так и для узкой колеи. И сейчас хорошо виден подъездной путь к нефтебазе. До сих пор стоит довольно крупный кирпичный сарай - в отличие от всех других построек перегруза, он сохранился в хорошем состоянии! Рядом с ним большая лужа мазута. Слева от сарая, посреди поля у раздолбанной тракторами колеи стоит ряд строений. Три компактно расположенных домика брошены, ныне они разрушаются, год за год постепенно теряя свои стены и крыши. Гниют столбы освещения, вокруг бурными зарослями цветут лопухи. Рядышком находится нефтебаза - единственное, что осталось в целости и сохранности от всего перегруза. Летом, в жару, тут стоит отвратительный запах пропитавшегося до основания мазута да солярки. Похоже, опасность пожара и спасает эти колоссальные цистерны от каких-либо посягновений на их жизнь. На песчаной горочке расположены четыре круглых резервуара, рядом с ними еще четыре горизонтально лежащих бака. Видны следы от двух ранее стоявших резервуаров. На цистерны можно залезть, и никто тебе ничего не скажет, ибо вокруг попросту никого нет!.. Именно сюда и подходил путь широкой колеи - хорошо сохранились остатки нефтяного терминала. Что до поля, то среди его зарослей высокой и густой травы порой попадаются брошенные металлоконструкции. В недавнем времени еще валялись опрокинутая коробка от узкоколейного пассажирского вагона и кабина трактора КПТ-1, ныне их уже нет - порезали на металл. В целом эта компактная полянка, полная достопримечательностей, в Лямцево нравится мне больше всего :-). На перегрузе скучно и неинтересно, а здесь - настоящее поле чудес, в смысле брошенного поля с многочисленными постройками и металлоконструкциями, по которым можно полазить. Занятие совершенно безобидное, места тут безлюдные (хотя и расположенные рядом с деревней Пряслино) и никто тут не ходит. Собственно перегруз находится по ту сторону кустарников, на втором участке перегруза, назовем его так. Пройти к нему можно по остаткам узкой колеи, некогда выходившем и к нефтебазе. Подозрительная дорога ведет в горку вверх - подозреваю, что была ветка на карьеры. По узкой колее выходим к второму участку. Рядом с кустарниками располагается жилой дом (уже нежилой. Последними жильцами этого строения были резчики металла, до этого смотрительница перегруза, сейчас дом разрушается), рядом - большой кирпичный сарай. В центре этого поля располагался вагоноопрокидыватель, сооружение перегруза. Сейчас от всего это осталось только кирпичное строение, выходящее к ширококолейному подъездному пути. Здесь когда-то были узкоколейные пути, стояло много-много вагончиков с торфом, сейчас же, очевидно, все порезано. Этот второй участок перегруза заканчивается ЛЭП, пересекавшую железку с севера на юг. Перегруз продолжался и дальше, где за кустами начинался третий участок перегруза - назовем его так. Он был устроен для перегруза торфа с Волошовской ветки, был разобран довольно давно, поэтому сейчас от него не осталось практически ничего. Единственное, что напоминает о перегрузе - глубокий раскуроченный бетонный фундамент, в котором теперь образовалась вечно действующая грязная лужа. Рядом с бывшим перегрузом находится тупик ширококолейного подъездного пути, столбы освещения - остатки былого могущества определяются однозначно. Кстати говоря, хорошо просматривается и дорога на Волошово - в отличие от дороги на Заплюсье, идущей налево, железка на Волошово поворачивала направо, где делала круг и уходила назад, к путепроводу через железную дорогу Луга-Псков. Путепровод этот сохранился и поныне и представляет собой несомненную достопримечательность этих мест :-). Напротив раскуроченного перегруза под откосом валялась будка узкоколейного паровоза ВП-1. Валялась долго, но в 2006 году ее порезали на металл.
http://sbchf.narod.ru/index.html - Сайт С.Болашенко
Младший брат. Узкоколейки России - Сайт Димы Зиновьева
Публикация © Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/ © Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное