titel.gif (3333 bytes)

Монастырь

Историю давно минувших дней помогла раскрыть мне В.И.Тараканова из Должиц, у которой оказались выписки из церковного архива Санкт-Петербурга. Они-то и рассказали много интересного о тех далеких днях деревни Посолодино.

Оказывается, здесь, рядом с церковью, которая именовалась как Входоиерусалимская, стоял монастырь «Новые Печоры». Вот что, в частности, в этих документах говорится: «Церковь Посолотина монастыря находится в 200 верстах от Петербурга и в 60-ти - от Луги, отделяясь от села Посолотина крутым оврагом, и расположена в ложбине, на реке Черной, впадающей в реку Плюссу. На месте нынешнего погоста был в древности мужской монастырь с двумя церквами: одна, едва ли не каменная, - во имя Успения, другая - деревянная - во имя Николая Чудотворца. В монастыре, в 9-ти кельях, жили игумен и двенадцать братьев».

О разорении монастыря литовцами в писцовых книгах 1581-1585 годов написано: «В Хмерском же погосте - Посолотин монастырь «Новые Печеры», - на речке Черной выжгли литовские люди. А в монастыре - церковь, в горе, Успения Пречистыя Богородицы, да другая - церковь деревянная, Николая Чудотворца. Престолы в обоих церквах разорены, а сосуды церковные, а свечи местные и книги поимали литовские люди. А келей в монастыре было: келья игуменская и 8 келей братских, а в них 12 братов-старцев, а на пожарщие остался в келеи игумен Пимин. Да за монастырем двор конюшенный, сожгли литовские люди, да за монастырем же - слободка монастырская, не зжена, а воевана, а в ней двор слуги монастырский Гриша Данилов, да бобыльских дворов… (3 двора), да 5 дворов пусты, да место дворовое. А в тех пустых дворов людей побили и в полон поймали литовские люди».

А вот что говорилось в прежних писцовых книгах и в выписи семдьдесят девятого года Семена Федоровича Нагова, да князя Ивана Андоманскаго с товарищами: «Дано к монастырю игумену с братию круг того монастыря: лесу по двенадцати десятин, на все четыре стороны патенного и чернаго лесу, бору и болота по речке Черной вверх и вниз, и за речку Черную, против монастыря, промеж деревень: деревни Волосово (вероятно Волково), и Захонья и Овинца и Терешиной и Посолотино. А вотчины к тому монастырю и руги, денег и хлеба нет».

Их хранящегося в Петербургской духовной консистории от 14 января 1743 года, за номером 2313 Указа видно, что церковь святого Николая сгорела в феврале 1736 года на Сырной неделе. В 30-х годах 19-го века служили в каменной церкви, о которой сохрналиась в церковном архиве подробная опись, составленная в октябре 1741 года строителем монастыря, иеромонахом Феофилактом и им подписанная.

Эту опись в июле 1742 года по Указу архиепископа Новгорода и Великих Лук Амвросия проверял Хмерского погоста поп Елисей Михайлов. Кроме перечня церковного имущества, в описи сказано: «В 1742 году в монастыре были келья строителя с перерубом, сенями и гумном, четыре братские кельи, трапеза братская с черною печкою, келья хлебная, поварня, квасная, четыре хлебных амбара, из коих три запечатанны с хлебом…». В 30-40 годы хлебные амбары запечатовались, а иноки убегали.

Но, между тем, монастырь еще владел крестьянами. Жители деревень Посолотина, Овинца и Терешинки несомненно были крестьянами монастырскими до 1764 года, когда вместе с другими многими монастырями был упразднен и Посолотин монастырь - «Новые Печеры». Тогда, вероятно, церковь монастырская стала приходскою. Из пещер монастырских одна еще и до ныне сохранилась. И показал мне ее местный житель Борис Владимирович Грибушин, который увлекается древними науками и много интересного может рассказать. Теперь здесь нет уже ни церковной ограды, ни каменной колокольни, но остатки стены еще видны. И сводообразный каменный вход к источнику, находящемуся под крутым оврагом в пещере, сохранился. Мы прошли по холодному темноту туннелю прямо к святому источнику, который со временем затянуло песком. Но вода удивительно чистая и очень холодная. А вот что об этой пещере удалось узнать из документов.

«По преданию, в ней (в этой пещере), явилась в древности Чудотворная икнона «Споручницы Богородицы Одигитрия», находящася в храме и чтимая в народе. Другая пещера находилась вверх по реке Черной, недалеко от церкви. В ней тоже был источник, который называли Федосеев ключик. Вера в целебную силу этих вдух источников сохранилась в народной памяти». И что к ним приходили простые крестьяне и высокопосталвенные люди, свидетельсвуют монеты, которые они бросали в святую воду, чтобы со временем вернуться сюда вновь и зарядиться целебной силой этой воды. Одну из таких монет отыскал в свое время и Б.В.Грибушин на дне водоема.

Со временем монета почернела, потеряла былой блеск, но и теперь можно увидеть, что достоинством она 2 копейки, а год чеканки - 1812-й. Выходит, что и после закрытия монастыря, сюда, к святому источнику, приходили православные.

posolodino_2-1.gif (19532 bytes)

Церковь

История самой Посолодинской церкви тоже довольно интересна. Вот что писал о ней 28 апреля 1884 года настоятель, благочинный, священник упраздненного Посолотина монастыря Входиерусалимской церкви Петр Кулигин: «Упомянутый выше строитель монастыря Феофакт, в январе 1743 года просил у Новгородского архиепископа Амвросия разрешения построить на погорелом месте вновь деревянную церковь, вместо сгоревшей Никольской, это-то и есть нынешняя Входиерусалимская церковь, освещенная при епископе Стефане. В 1822 году в ней устроены пределы св.Николая и Тихвинской Божией Матери, усердием Лугских помещиков Татищева и Ишкова, антиминсы главного и Тихвинского придела освящена 5-го апреля 1842 года, а Никольский придел освящен в 1815 году…

Длина храма, без алтаря, 8 сажен, ширина - 5 сажен и 1 арш., высота - 2 саж., в куполе - 3 и ? саж., длина и ширина алтаря - 2 саж., 1 аршин. Главный храм с 1868 года теплый, отделяется от холодных приделов капитальною стеною. Храм довольно тесен. Выстроен он в 1876 году, украшен на средства попечительства иконами в резных позолоченных киотах».

А вот какие достопримечательности церкви отмечает в своей рукописи священник Петр Кулигин: «1. Сребропозлащенный киот с частицами мощей: Германа и Варсонофия Казанского, мученика Василия, Иоанна Новгородского, архидиакона Стефана и митрополита Иона; 2. Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери со след.надписью: «Сия чудотворная икона… Споручницы Богородицы Одигитрии новых пещер Посолотина монастыря Новгородской области». А обложен был сей образ благословением первого архиепископа Иоакима Псковского и Изборского в лето 1826 года, после немецко-литовского разорения, при державе государя и царя, Великаго княза Михаила Феодоровича - всея России Самодержца».

Следующие достопримечательности церкви: «3. Евангилие в лист (Москва 1657 года, августа 29-го), поставленное на первое место в описи 1741 г.; 4. Евангелие праздничное (Москва 1753) со след.надписью: «Сие святое непрестельное Евангелие… (далее не разборчиво), Посолотина монастыря куплено в Москве на казенные деньги, 1758 г., марта дня, при строительстве того монастыря Иеромоном Гаврииле»; 5. Евангелие вседневное (М.1753), пожертвованное в 1754 г. генерал-майором Симеоном Ивановым Мордвиновым; 6. Колокол в 33 пуда 12 фунтов с надписью «1799 года марта 12-го дня колокол в Лужский уезд, в бывший уничтоженный Посолотинский монастырь»; 7. Колокол в 11 пудов».

К тому времени, когда писались эти строки, а точнее в 1884 году, в архиве хранились де описи монастыря (1741 и 1742 года), планы и межовые книги на церковную землю, отмежованную в 1855 году, метрические книги с 1780 года и исповедныя - с 1820 года. Далее священник П.Кулигин отмечает, что «причт издавна составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. Старший из священников был Матфей Михайлов, умер в 1793 году. Церковного капитала 1.400 рублей. Причт помещался в трех деревянных домах, из коих один куплен для священника на церковные деньги в 1872 году, а два - для причетников - в 1878 году. Настоятелю жалования 240 р, причетнику - 80 р., просвирне - 30. Капитала в пользу причта - 400 р. Церковной земли - 54 десятины. Из них пахотной - 42 дес., сенокосной - 1 ? дес., неудобной, заросшей тощей березою - 10 ? дес. Земля песчаная с холодною подпочвою, неудобная при обработке и при том - участки ее расположены в крестьянских полях, отстоят один от другого на 3 версты».

В своей описи настоятель упраздненного Посолотина монастыря Петр Кулигин отмечает далее, что «приход состоит из 13 деревень, из коих при церкви находятся: Посолотино и Овинец, в трех верстах от деревни - Захонье и Терешинка, в пяти - Обрядиха, Дубровка и Должицы, в шести - Быково, Михеевка и Багонье, в семи - Трошково, в десяти - Зеленско, в одиннадцати - Волково. Всех прихожан с военными муж.пола - 1209, жен. - 1340. Соседние приходы: Бобровский (Гдовского уезда), Модолицкий и Хмерский».

posolodino_2-2.gif (60142 bytes)

Обряды и быт

Читать такой архив, на мой взгляд, интересней любой художественной книги, потому что здесь никакого вымысла нет, все - доподлинная правда, собранная по крупицам. Мало, например, кто из жителей Посолодино, Захонья, Дубровки, Овинца, Терешинки и Волково знает, что их деревни упоминались в писцовых книгах XVI века. Что кроме земледелия прихожане церкви занимались извозом в Петербург. Что в основном они были неграмотны, особенно те, кому за сорок. Что в 1840 году была в деревне Волково школа ведомств государственных имуществ, а с 1869 по 1881 годы - школа в деревне Должицы. Обе закрыты по недостатку средств.

С 1854 года в Овинце тоже действовала школа ведомств Ориенбаумского дворцового правления, а в 1875 году она обращена в земскую и существует до 1884 года. Школа помещалась в доме священника, который преподавал закон Божий, была и учительница, закончившая курс епархиального женского училища. В ней учились 39 мальчиков, больше школа вместить не могла. Законоучителю платили 30 рублей, учительнице - 180, и еще 70 оставалось на содержание школы - отопление, освещение и прислугу.

А вот какие престольные праздники отмечались в то далекое время: «Покоров праздновался в Овинце, Обрядихе, Быкове, Дубровке, Захонье и Трошкове; Тихвинской Божией Матери - в Посолотине, Терешинке, Багонье и Должицах; Анастасии и Положению риз Богоматери - в Волкове и Зеленске; Успению - в Захонье, Дмитрию в Багонье».

Небезинтересно также узнать, что те, кто составляли писцовые книги, не обходили своим внимание и нравственное состояние прихожан. Петр Кулигин, например, замечает, что «прихожанам вредит злоупотребление великой реформой 19-го февраля. Что несдерживаемые прежними суровыми порядками, крестьяне мало важают старших в семье, не боятся суда односельчан, слишком увлекаются вольными заработками, живя в Петербурге, отвыкают от простоты деревенского быта, развивают в себе расточительность, щегольство, наклонность к веселью и пьянству».

История эта - давно минувших дней, но тем она ценна и интересна, что написана очевидцем. Страницы ее обогатят историю района в целом, круглую дату которого мы отмечаем нынче.

Подготовила к печати Л.Алексеева, газета «Плюсский край», 1998 год

© Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
 
Сайт создан в системе uCoz