Должицы. Страницы прошлого
Пролог
Вышло так, что судьба моих родителей в середине шестидесятых годов забросила их с востока Псковской области в Плюсские края. Здесь я окончила школу, уезжала учиться и двадцать с лишним лет была связана с животноводством - осеминатор, бригадир, зоотехник. И за все время, что живу в Должицах. сердцем приросла к этой деревне, ее людям, и лучше этих мест, мне кажется, не во всем районе.
Всякий раз радовалась, когда с восходом солнца деревня пробуждалась. Вот проявляются очертания домов сквозь утренний туман. Слышатся голоса горластых петухов. Мычат коровы на выгоне. Солнце поднимается все выше и выше. Его лучи постепенно согревают траву, каждый кустик, и вот уже из гнезда тянутся к солнцу несмышленыши-птенцы. Задышала земля, исходя паром и теплом. Гулко, на все четыре стороны, разносится эхо заводимых тракторов, гул машин, выезжающих из гаража.
До сих пор видится деревня в кумачовом убранстве флагов, когда на майские праздники и День Победы они украшали почти каждый дом. Гремело радио на столбе у конторы. Радовались люди новому дню, хорошему урожаю, строительству домов, прокладке асфальта на центральной дороге...
Видела деревня Должицы разные времена: разлом и раскол, горе и радость, прощанья и встречи, пожары и войны. Что ждет ее впереди, - никому не ведано. Но нельзя, чтобы прошлое ее ушло безвозвратно.
Старая деревня
По некоторым признакам и из преданий старожилов выходит, что народ на месте Должиц проживал давно, тысячу лет назад, еще до принятия православной веры. Свидетелем тому - большой камень, что лежит на левом берегу речки Должанки, а на нем надпись на неизвестном нам языке. (Со временем вершина камня с надписью треснула и как бы провалилась внутрь). Есть здесь и второй свидетель - камень-кресло, что почитается святым местом, местом явления иконы Пресвятой Праскевы Пятницы. Много лет люди приодили сюда и поклонялись этому камню.
Старая деревня Должицы стоит на четырех холмах: Верхняя гора, где проходит сейчас Горная улица, Нижняя гора - начало улицы Труда до нынешнего магазина, Барская гора - мыза, Шумилова гора - продолжение улицы Труда до новых домов и Вольный край - Садовая улица.
Между Верхней горой и мызой течет речка Должанка. Разделяет она и Шумилову гору от Вольного края. Верхнюю и Нижнюю горы делит ручей, который впадает в речку со стороны правого берега. Через Нижнюю и Шумилову горы проходила и сейчас проходит дорога, соединяющая населенные пункты с районным центром.
Рассказывают, что в старину на окраинах деревни были ворота, которые держали постоянно закрытыми. Но проезжающим их открывали и потом снова закрывали. ТО же самое было на выезде из деревни. Такие ворота сохранялись долго. Возможно, такие ворота были предназначены для того, чтобы брать дань за проезд.
Части склонов четырех холмов, где проходила дорога, в весенне-осенние периоды были почти недоступными. Поэтому в конце девятнадцатого века все четыре склона вымостили булыжниками. Но и потом проезжая часть лучше не стала, да, ктому же, часто разбивались колеса.
По улице Верхней горы росли большие деревья, в основном, - липы, образуя аллею. Такие же большие деревья стояли и стоят на Нижней горе, Шумиловке и в Вольном краю. Почти у каждого дома росли огромные кусты сирени.
Икона, созданная местным художником
Был в Должицах и замечательный бор на Шумиловой горе. Он начинался от дороги и рос в сторону бывших гаражей. В бору было много брусники, грибов, черники. А какие сосны стояли, березы долголетние! Со стороны поля, от речки, на опушке леса, возвышались три небольших кургана. Люди считают, что в них захоронены то ли ливонцы, то ли шведы, а может простой люд после страшной болезни. Четырнадцать лет назад несведущие приезжие разрыли один из курганов. Два стоят по сей день...
Крестьяне строили дома деревянными, с небольшими оконцами. Два таких дома, срубленных в начале века и перевезенных с хуторов, сохранились до наших дней. Жилье зажиточных крестьян и священнослужителей строилось более просторным и светлым. Крепостные крестьяне работали на барина. Некоторые из ни получали вольную и селились на пустоши, которая и получила название - Вольный край.
В деревне было две часовни. Деревянная стояла на Верхней горе. (Ее разобрали в 1963 году, сруб перевезли на озеро Долгое и сделали из него рыбацкий домик). Дом священника Николаева Федота сохранился. Вторая часовня была на Нижней горе (между теперешним магазином и остановкой автобусов). Она была кирпичной, но а 1937 году ее по кирпичику разобрали и отправили на общественные нужды (строительство сельсовета).
В 1863 году в часовне Верхней горы появилась икона, сделанная местным художником. Она сохранилась и поныне. Есть на ней дарственная надпись: «Незабвенному царю-освободителю Александру Невскому... памятью от благодарных крестьян деревни Должицъ Верхней горы... 19 февраля 1863 года». Некоторые слова со временем стерлись и прочитать невозможно. По какой причине подарена была эта икона? Трудно сказать. Но жители сохранили ее, надежно пряча от людского глаза.
Деревня росла, строилась, но школы в ней не было. И вот священнослужитель Николаев Федот, по прозвищу Данило, выделяет деньги на строительство школы. С разрешения и благословения Петербургских священнослужителей в 1914 году в Должицах, на краю Нижней горы, была построена школа на средства Николаева. Внуки и правнуки его приезжают из Питера сюда на лето отдыхать.
Крестьянская изба, которой более 100 лет
Славились Должицы и своими мастерами кирпичного дела. Это предки нынешних бельшезахонских Пантелеевых по линии матери, был у них небольшой кирпичный завод, что стоял в сторону д. Багоньи. Кирпичи делали из местного сырья. Так что дома из красного кирпича в Должицах, Игомеле и дальше в сторону Ляд - это память мастеровых людей того времени.
До гражданской войны в Должицах был очень большой магазин (здание бывшего сельского Дома культуры). Владела им Карабаниха, которая имела и лошадей. После войны она их лишилась, но магазин остался. Гражданская война не обошла стороной и простой люд: более активных мужиков банда Балаховича повесила. Люди помнят, как семь трупов долго висели на Барской горе, недалеко от местечка «Пятница». Потом их предали земле на опушке леса, а после Великой Отечественной останки повешенных были перевезены в братскую могилу в Посолодино.
Во времена НЭПа и позже в Должицах было пять магазинов. И только один - магазин Фоки - торговал спичками. В остальных перечень товаров был самый разнообразный - от керосина, хомутов и телег до кондитерских изделий, воблы, судака, снетка и булок.
Внизу под Нижней горой, справа, у самой речки, стояла чайная. Проезжающим зимой и летом она служила и укрытием в непогоду, и местом отдыха с трапезой.
В 20-30-е годы в деревне находилась пожарная часть. Дежурство велось круглосуточно тремя пожарными. В части имелось две пары лошадей, необходимое оборудование.
В конце 30-х годов построили большой магазин из кирпича (он и поныне стоит и действует). Мост через Должанку был большой. В летнее и весеннее время на нем собиралась молодежь. Наперебой пели гармошки, звучали песни, частушки - «На верху гармонь играет, а внизу река течет…», устраивались танцы…
Дом - старожил священнослужителя
Имела деревня из свою бойню, которой заведовал Прокофьев Андрей, почту, где долгое время трудилась Михайлова Мария Алексеевна. А самым первым председателем колхоза в Должицах стал Знатнов Павел Федорович (его дочь и сейчас живет а Плюссе). Перед самой войной, года за три, Павла Знатнова назначили председателем Должицкого сельпо.
Летом все трудилис не покладая рук. Даже у ребятишек было свое дело - ухаживать за лошадьми. А взрослые с наступлением косовицы с семьями уезжали на неделю в поля - вручную косили, сушили, сваливали кучи в сараи. Сено под открытым небом никогда не оставляли.
В начале 20-х годов в Должицы прислали двух учительниц, одну из которых звали Варвара Фроловна Светлова {сын и внучка ее сейчас живут в Плюссе). Второй была Надежда Игнатьевна Михайлова. Учитель в те годы считался большим человеком в деревне. За любым советом люди шли к нему. Учителя вели не только педагогическую работу, но и культурно-просветительскую, участвовали во всех общественных делах. Можно сказать, что все довоенные дети прошли через их умы и сердца.
Помнит деревня и первый трактор с металлическими колесами на шинах и первого тракториста - Виктора Васильевича Маркова.
Эпилог
В начале шестидесятых годов в Должицы хлынули приезжаие. Одни только белорусских семей прибыло более двадцати, но, прожив 5-6 лет. они вернулись обратно на родину. В семидесятые-восьмидесятые годы наши края пополнились специалистами сельского хозяйства, социальной сферы. Многие здесь обзавелись семьями и до сих пор живут в Должицах. Но совсем немногие знают прошлое этой деревни. Только в летнее время напоминает о былом запах черемухи, сирени, трели соловьев, да белый пух тополей, что снежной пеленой летите Барской горы... Об этой усадьбе - разговор отдельный.
В.И.Тараканова, деревня Должицы
© Тараканова В.И. Газета "Плюсский край"
© Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное