titel.gif (3333 bytes)

Из истории школьного дела. Плюсский район Псковской области

Начало распространения сельских школ

Широкое распространение начальных сельских шкоп началось в нашей местности с конца шестидесятых годов 19-го века. Обучение крестьянских детей грамоте встречалось и ранее, но носило, как правило, частный характер. Известны школы, обязанные благотворительности местных помещиков или священников. Такова, например, Ретеньская школа, существовавшая на пожертвования графини Татищевой.

Были открыты и несколько школ Министерства народного просвещения - "образцовые министерские училища" - как их тогда называли. Вероятно, самым старым среди них на территории нынешнего Плюсского района было Зеленское народное училище, открытое в 1840 году. Вскоре в д. Овинец была открыта школа Ораниенбаумским дворцовым правлением. В 1869 году - министерска школа в селе Должицы, в 1973 году - образцовое двухклассное училище Министерства народного просвещения в Лядах. Кстати, "по недостатку средств" в 1881 году Зеленская и Должицкая школы оказались временно закрытыми.

Имевшиеся школы были каплей в море. Уездная гдовская газета писала в 1872 году: "Среди сельского населения грамотных людей только десятки, а учившихся - вовсе нет". Об уровне грамотности среди крестьян говорят данные рекрутского набора 1872 года: (по Гдовскому уезду) из 199 новобранцев грамотных было только 11 человек. Крестьянских девочек грамоте не учили вовсе.

Освобождение крестьянот крепостной зависимости дало несомненный толчок школьному делу. Начиналось имущественное расслоение крестьян. Впервые на деревне появилась надобность в грамотных людях. Даже самые темные из крестьян - скорее почувствовали, чем поняли необходимость в грамоте для своих детей, невозможность существования безграмотного человека в новые времена. Школы создавать начали сельские общества.

Трудно сказать, сколько школ конкретно было тогда на территории нынешнего Плюсского района. Дело в том, что пошкольная статистика не велась, а общие статистические данные по уездам неприемлемы из-за изменившихся границ уездов. Территория Плюсского района входила 130 лет тому назад в состав Гдовского и Лужского уездов Петербургской губернии. По данным 1872 года в Гдовском уезде было 62 школы, а в Лужском - 34. Ориентировочно можно считать, что на территорию нашего района приходилось что-нибудь около 30 сельских школ различного типа.

Что представляла собой деревенская школа XIX-го века?

Основным типом школ были школы, содержавшиеся на средства сельских обществ. Обычно под школу арендовалась просторная изба, имевшая окна, не курная. Хозяйка избы становилась уборщицей и истопником. Учителя находили среди местного духовенства или нанимали из "городских". Гдовское земство установило в семидесятые годы минимальные нормы обеспечения школы со стороны общества, при соблюдении которых оно готово выделить школе денежное пособие. Вот эти нормы: помещение с мебелью выделяет и отапливает сельское общество, на ученика должно приходиться не меньше двух аршин пространства (около квадратного метра) и три четверти аршина скамейки. Принятие таких норм говорит о том, что фактические данные были хуже. Впоследствии, к концу XIX века, школы сельских обществ постепенно перешли полностью на содержание земств.

Другой распространенный тип школы: церковно-приходская, Она содержалась на доходы церкви, а преподавали в ней священник или дьякон и члены их семей - часто без денежного вознаграждения. В этих школах было еще меньше порядка, они не контролировались ни земством, ни Министерством просвещения. Все зависело от понимания священником своей обязанности - заботиться о народном образовании в приходе.

Все эти школы, кроме министерских училищ, которых были единицы, влачили жалкое существование. Работа их нередко прерывалась по разным причинам. В одной комнате учитель вел занятие одновременно с шестьюдесятью или более детьми, разбитыми на три группы - нечто вроде нынешних первого, второго и третьего классов.

Первые успехи

Об уровне преподавания и сообщаемых ученикам сведений, знаний можно судить уже по тому, что никаких обязательных учебных программ и пособий не существовало. Часто учитель учил просто тому, в чем сам был силен. Вот что писал земский деятель Бландов А., инспектировавший некоторые сельские школы в 1871 году: "Смотря по знанию учителя, ученики одной из школ преуспевают в богословию, другой - в географии, третьей - в истории и т.д. По произведенному мною испытанию оказалось, что из 52-х человек 32 ученика обучены четырем правилам арифметики, 26 учеников весьма толково излагают свои мысли на бумаге и 43 читают сознательно. Такие успехи нужно приписать личным трудам учительницы..."

Да, это были несомненные успехи, какими анекдотичными не кажутся теперь некоторые из них. Как, например; эта корреспонденция, опубликованная петербургской газетой в 1874 году, за подписью - сельская учительница: «Прежде ученики по пять лет учились и едва научивались писать, да и то плохо, некоторые, по выходе из школы, вовсе забывали грамоту или могли читать только по той книге, по которой учились в школе... Теперь же ученик, посещавший хоть одну зиму школу, читает в какой угодно книге и может писать по двум строкам письменным шрифтом и знает цифры до тысячи…"

Первые учителя

В таких условиях: отсутствие единых программ, пособий, удовлетворительных школьных знаний, письменных принадлежностей, твердого материального обеспечения учителей - многое зависело от самого учителя. Кто же были они, учителя наших прадедов?

В основном это были члены семей сельского духовенства, жены и дети священников или дьяконов. Многие из них работали бескорыстно и не только не получали никакого жалованья, но расходовали на школу свои деньги. Постепенно - и все чаще - стали появляться "городские", приезжие учителя, специально нанятые обществами. Чаще всего это были искавшие заработка гимназисты или недоучившиеся семинаристы. Их материальное положение было незавидным. Жалованье 30-100 рублей в год. Участка земли учителю не полагалось, квартировать приходилось в отгороженном от учеников углу классной комнаты. Краевед и земский деятель Ругодивцев писал в 1872 году: «Большая часть сельских учителей и учительниц в нашей губернии получает плату от сельских обществ и волостного начальства. Эта материальная зависимость от крестьян - самая тяжелая сторона в горемычной жизни наших сельских наставников и наставниц. Иной староста прежде, нежели даст учителю следуемые ему деньги, считает своей обязанностью известное время поломаться над нуждающимся тружеником... После долгих упрашиваний, он входит в положение учителя и дает ему копеек 20 или 50!».

Считалось, что в летнее время учитель может иметь дополнительные заработки. Действительно, некоторые учителя летом нанимались на сельские работы, иногда - в пастухи или подпаски. Вот строки из газетной заметки тех лет: "Положение сельского учителя грустное и тяжелое. Труд его очень мало вознаграждается. Крестьяне, недовольные обучением их детей, презирают его. Неаккуратное посещение детьми школы ставит его в затруднительное положение перед попечителем школы. Материальное же вознаграждение так незначительно, что едва-едва хватает на кусок хлеба, да и то только в зимнее время..."

Положение учителя осложнялось еще и непониманием крестьянами его труда. После того, как дети едва начинали читать и писать, крестьяне забирали их из школы и использовали либо на домашних работах, либо отдавали на обучение ремеслу. На уговоры учителя крестьянин отвечал примерно так: "Не попом же ему быть! С него довольно и того, что знает». Крестьяне часто вмешивались в учебный процесс, указывали "как учить", любили, чтобы обучение шло по Псалтырю, Часослову и сопротивлялись введению гражданских учебников.

Стремление иметь учителя "подешевле" заканчивалось иногда курьезами. Так, крестьяне одной из деревень Лужского уезда в 1873 году наняли учителя из "проезжих" за три рубля в месяц. По случаю удачного найма устроили литки (что-то вроде нынешнего "обмывания"), крепко поднапились. А "учитель" исчез, прихватив с собой подводу и двух лошадей. Чему мог обучить детей такой "учитель"?

В ту пору многие понимали важность поощрения школьного дела, но прогресс был очень медленным. Некто Миропольский на страницах столичной печати предлагал "возвысить значение народных учителей»… введением чинопроизводства и учреждением для учителей вицмундиров (!). Мотивировал он это тем, что даже станционные смотрители имеют чин.

Кабаки и школы

Любопытная статья «Кабаки и школы» появилась в гдовской газете в 1872 году: "В Гдовском уезде находится 100 тысяч жителей, большая часть которых живет в недостатке и даже в крайней бедности. Между тем для этого недостаточного населения существует 200 кабаков, в которых продается ежегодно 250 000 ведер перегару... Сельских шкоп в уезде - 62 с 1998 учащимися. Таким образом, на каждую школу приходится более трех кабаков, или на 100 жителей два ученика и 250 ведер водки. При цене 4 рубля 50 коп. за ведро кабаки собирают с населения 1 250 000 рублей. На 62 школы население расходует 4895 рублей. Следовательно, каждый житель исстрачивает в год на водку 11 руб.25 коп., а на школы - 5 копеек." Статью автор заканчивал так: "Жалкое положение школ, которые даже не заслуживают названия школ."

Появление единых учебных программ

Единые учебные программы для начальных сельских школ были введены в 1874 г. Толчком к их появлению послужил царский указ, по которому срок рекрутчины уменьшался на одну треть для новобранцев, окончивших начальные народные училища, Встал вопрос, как воспользоваться этой льготой тем, кто учился давно, ведь никаких документов об окончании школы не выдавалось. Было решено подвергать желающих испытаниям в комиссии, назначаемой училищным советом уезда. Вот программа этих испытаний: «1. Закон Божий. (Следует перечисление молитв и библейских историй, знание которых обязательно). 2. Русский язык. Чтение по книгам гражданской и церковной печати. Кроме того, ученик должен прочесть четкую рукопись. 3. Письмо. Должен уметь написать диктуемый отрывок, при этом уметь отделять предложения знаками препинания. 4. Арифметика. Первые четыре действия над целыми числами. Иметь представление о русских мерах длины, веса и о монетах».

Подготовка учителей

Медленно, но налаживалось и дело подготовки учителей. Начиная с 1870 г., в Гдове и Луге в летние месяцы регулярно проводятся за умеренную плату курсы для сельских учителей. Так, в 1872 г. на этих курсах значатся 17 учителей из Гдовского уезда и 12 - из Лужского. В газетном отчете упоминается учитель Томсон из Заянской школы и учитель Недремский - из Лядской.

В 1872 г. состоялся первый съезд сельских учителей начальных училищ Петербургской губернии. Это был не только первый губернский съезд, но и первый в России, стало быть, в других губерниях дело народного образования было запущено еще более. На съезде рассматривался, в частности, вопрос о нехватке сельских учителей. Было решено открыть учительскую семинарию специально для подготовки сельских учителей. По поводу этой семинарии развернулись дебаты. Некоторые настаивали на том, что семинарию следует расположить в деревне и принимать туда исключительно крестьянских детей; "Воспитанники семинарии должны быть крестьянского происхождения. При этом только условии возможно приобрести дешевых учителей... Содержать же учителей с оплатою 250 рублей сельское население не в состоянии..."

Было решено принимать в семинарию и женщин по той же причине: женщины за более дешевую плату согласятся работать в деревне. Как видим, проблема учительских кадров для сельских школ имеет давнюю историю.

Учительская семинария начала работать в том же 1872 году в Петербурге, впоследствии ее перевели в Гатчину -"ближе к сельским условиям жизни». Эта семинария дала нашим школам многих учителей.

Приводимые в статье цитаты и данные взяты из газет и журналов: «Гдовско-ямбургский листок» за 1872 год, «Еженедельник» за 1873 год и 1874 год, «Церковная школа» за 1885-1886 года и др.

М.Лаврентьев, Деревня Лосицы, 1975

© М.Лаврентьев, газета "Плюсский край"
© Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
 
Сайт создан в системе uCoz