Панфилов А. Старые дороги Плюсского района
Часть 1. Высочайшее Путешествие Его Величества Государя Императора Петра I по Плюсскому району
После возвращения из Великого посольства в Европу (1697-98 гг.), после празднования первого для России Нового Года с ёлкой (7208-й год «от сотворения мира» стал 1700-м годом по юлианскому календарю), Петр I начал готовиться к войне со Швецией за выход к Балтийскому морю. Для начала, царь планировал захватить Нарву, выведя к ней свыше 60 000 солдат. Маршрут армии известен нам из дневников царя за 1700-й год, они издавались несколько раз под названием "Юрналы и походные журналы Петра I". Двигаясь из Новгорода на запад по старой, известной более 500 лет дороге Новгород-Гдов, армия дошла до села Ляды, затем повернула на север - к Нарве.17 сентября. По утру отсель [от Бельского погоста] пошли; к вечеру пришли в дер.ЗапольЯ. Ночевал.
18 сентября. По утру…поехали; приехали в д. Пелешок, здесь кушали у Татищева.. Перед вечером приехали в д. Харламовы Горы. Ночевали.
19 сентября. После полудня - с. Пес(т)ье у озера Самры; перед вечером – в Дретно; итого 25 верст.Заполье – очевидно – не то, которое на Киевской трассе (у поворота на Плюссу), а то которое недалеко от Вяжищ.
Харламовы горы – теперь не деревня, а урочище (wikimapia.org/12954621/ru/).
Пестье у озера Самры - это Песье у озера Сумро в XIX веке [Неволин, "О пятинах и погостах новгородских"] - сейчас Самро у озера Самро.
Дретно = Сумерской погост.
Путешествие Императора Петра I по северной окраине Плюсского района показано на рисунке жирной линией. В нескольких местах совсем уж точно сейчас, 300 лет спустя, маршрут Петра указать невозможно. Скорее всего, дорога (как на предыдущих участках, ближе к Новгороду) проходила через погосты - Бельской, Лядской, но возможно, армия шла параллельно старой дороге Новгород-Гдов. Как указал местный краевед В.В.Анзель, наиболее вероятным маршрутом от Харламовой Горы к Самро является дорога через Аксентьево (Пушкино)-Будилово, хотя исключить проход армии или части армии по дороге на Пустыньку-Будилово тоже нельзя. Сомнительно и движение Петра через Заянье, ибо оно принадлежало опальному С. И. Милославскому, приближенному брата Петра I - царя Ивана Алексеевича (уточнение В.А.Назарова). Безусловные места пребывания Петра в Поплюсье (Лядском погосте) - Заполье, Пелешок и Харламова Гора. Местные краеведы могут установить - кто из разветвлённого рода Татищевых тогда принимал Петра и, возможно, - в каком доме. В Харламовой горе Пётр I ночевал в имении Скобельцына (В.А.Назаров).
Что же касается самого похода, то он был крайне неудачен. Вместе с пехотинцами к Нарве двигался обоз из 10 000 телег, дождливая погода затрудняла его передвижение, телеги увязали в грязи и ломались. Снабжение армии было плохо организовано: и солдаты, и лошади плохо питались, к концу похода от бескормицы начался падёж лошадей. Обмундирование солдат растрепалось и расползалось по швам. К началу боевых действий Петру I удалось сосредоточить у Нарвы лишь половину армии - около 35 000 человек, голодных и деморализованных. Как результат, имело место сокрушительнейшее поражение от шведского всего лишь восьмитысячного корпуса, после которого русскую армию на несколько лет перестали воспринимать в Европе как серьёзную силу, а Карл XII поверил, что разбил русских надолго. Пётр I, напротив, после поражения под Нарвой, осознал необходимость военных реформ, и уже через 2 года Россия захватила Нотебург (Шлиссельбург), ещё через полгода - Ниеншанц, и был основан Санкт-Петербург. Окончательно шведская армия была разгромлена в Полтавской битве 1709 года, Карл XII с горсткой солдат бежал в турецкие владения.
Часть 2. Высочайшее Путешествие Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины II Самодержицы Всероссийской по Плюсскому району
В субботу 2 января нового 1787-го года в Санкт-Петербурге было необычайно оживлённо. При большом скоплении народа на Невском проспекте и прилегающих к Казанскому собору улицах, после молебна, в грандиозное путешествие "в полуденый край" Российской империи отправилась невиданная по числу участников и роскоши экспедиция во главе с Екатериной Великой.Поездка растянулась на 6 тысяч километров: Санкт-Петербург - Луга - Великие Луки - Смоленск - Киев - Севастополь - Таганрог - Азов - Белгород - Курск - Москва - Новгород - Санкт-Петербург. Для путешествия строились новые дороги и путевые дворцы; сёла перестраивались в города (Луга, Рождествено); строились новые города, например Алешин - на левом берегу Днепра.
В свиту императрицы входили гетман Польши, два испанских принца, три иностранных посла, 32 высших российских чиновника. Даже австрийский император Иосиф II путешествовал с Екатериной под именем графа Фанкельштейна. С учётом лакеев, кучеров, парикмахеров, камердинеров, поваров с поварятами, кондитеров, музыкантов, скороходов и даже двух арапов, набралось почти 200 человек. Кортеж состоял из 14 карет, 124 саней с кибитками при 40 запасных санях и растянулся на версту. Ехали не спеша, по 45-60 вёрст до обеда и столько же после. На каждой станции кортеж встречало от 500 до 600 свежих лошадей. Обеды устраивались в казенных зданиях или в помещичьих мызах. Вся столовая посуда каждый раз была новой, а после обеда дарилась на память хозяевам.
До Киева назначалось 78 станций с обедами и ночлегом. На втором ночлеге - в Порхове - императрица поручила своему статс-секретарю Храповицкому вести "ЖУРHАЛ Высочайшаго Путешествія Ея Величества Государыни Императрицы Екатерины II Самодержицы Всероссiйской, въ Полуденныя Страны Россiи в 1787 Году".Вот первые записи:
- Генваря 7, послЕ пяти - дневнаго пребыванія в Царском СелЕ, в 9 часов утра ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО изволила отправиться в путь, и проЕзжая чрез Колпино 23, в город Рожествен 27 верст, был обЕденный стол. В третьем часу по полудни ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО в поход вступить изволила, и проЕзжая путь чрез Ящери 17, Долговку 25, в город Лугу 23 версты, прибыть изволила в половинЕ 7 часа, гдЕ в тот день был ночлег.
- Генваря 8, по утру без четверти в 9 часов, начался поход чрез Городец 21, Заполье 24, в θеофиловой пустынЕ 17 верст, был обЕд. Невступно в 3 часа по полудни, ВсемилостивЕйшая ГОСУДАРЫНЯ изволила отправиться в путь, и проЕзжая чрез Залазы 22, Боровичи зо, в город Порхов 25 верст, пріЕхав в половинЕ 9 часа, имЕла во ДворцЕ ночлег.
Прямой дороги Городец - Заполье в XVIII веке ещё не было, дорога шла через Ширеги - Крици, обходя Заплюсье по большой дуге. Иначе шла и дорога Заполье - Большие Льзи. Итого, вот так выглядело Высочайшее Путешествие Императрицы Екатерины II Самодержицы Всероссийской по восточной окраине Плюсского района:
В 1803-м году французский посол граф Л.Ф. Сегюр выпустил в Париже свои мемуары ("Записки Графа Сегюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II." Перевод 1865 - СПб). Почти весь третий том мемуаров посвящён этому незабываемому путешествию. Особенно запомнились де Сегюру огромные костры через каждые 30 метров ("мы ехали между огней, которые светили ярче дневных лучей; ночь наступала рано"), 20-градусные морозы в пути (впрочем, "в деревнях мне приходилось спать в избах, где иногда от нестерпимой жары нельзя было уснуть").
У Сегюра нет, конечно, рассказа о Заполье или Льзях, но он оставил нам описание проезда кортежа Императрицы по Плюсскому району в 1787-м году:
"Места, которые мы проезжали в начале путешествия [от Рождествено до Порхова],- представляли мало пищи вниманию; повсюду леса и замерзлые болота. Никому не любопытно следить за мною чрез села и деревни, в которых мы останавливались...
Бедные поселяне с заиндевевшими бородами, не смотря на холод, толпами собирались и окружали маленькие дворцы, как бы волшебною силою воздвигнутые посреди их хижин, дворцы, в которых веселая свита Императрицы, сидя за роскошным столом и на покойных широких диванах, не замечала ни жестокости стужи, ни бедности окрестных мест; везде находили мы теплые покои, отличные вина, редкие плоды и изысканные кушанья. "
Дополнение 1. О дороге Городец - Заполье - Большие Льзи - Феофилова Пустынь - Лудони
Движение по Порховской дороге открылось в мае 1784-го года. Она шла параллельно современной Федеральной дороге М-20 и стала основой для Белорусского тракта (начало 19 века). Позднее, в разные годы тракт именовался Динабургским, Киевским (с 1830-х гг.), Двинским (с 1893 г.). Неоднократно менялась (спрямлялась) сама траектория дороги. После почтовой станции в Городце Киевский Тракт огибал высокий холм с церковью и кладбищем и уходил вправо - к почтовой станции Крицы, обходя Заплюсье по большой дуге с запада. Иначе шла дорога и южнее.
Общая схема участка дороги Городец - Крицы - Феофилова пустынь - Залаз
Старая дорога обходит Заплюсье с запада, через Ширеги и Крицы выходя к современной дороге в Заполье
Старая дорога проходит Большие Льзи. Эта дорога сохранилась до сих пор и отмечается на картах
Феофилова Пустынь - Лудони. Положение старой и новой дорог
К слову, стоит заметить, что выбор Заполья в качестве точки на маршруте не был очевиден. Судя по всему, чуть западнее - через Лющик и Остров - проходила более старая дорога.
Свидетельство тому - само название "Людщик", "людная дорога, тракт" на старославянском, да и остатки этой дороги, имеющиеся сейчас.
Дополнение 2. О возможных маршрутах дороги Новгород - Гдов
Полностью маршрут армии Петра I выглядел так ("Юрналы и походные журналы Петра I", СПб, 1910).
8 сентября 1700 г.. До 5-го мешкали в Новгороде, потом стояли в 7 верстах.
9 сентября. Пошли в путь. Переезжали р.Веряжу… отъехали 30 верст.
10 сентября. Поутру отсель поехали, к вечеру приехали в село Медведь. Ночевали.
11 сентября. Поутру отсель поехали; к вечеру приехали в дер.Подберезье у Лихорева; и стояли здесь до 15-го числа, а обоз наперед пошел.
15 сентября. Отсель поехали, приехали к пристани, где обоз стоял. Ночевал.
16 сентября. Солдаты шли строем 30 верст. Ночевал.
17 сентября. По утру отсель пошли; к вечеру пришли в дер.ЗапольЯ. Ночевал.
18 сентября. По утру…поехали; приехали в д. Пелешок, здесь кушали у Татищева.. Перед вечером приехали в д. Харламовы Горы. Ночевали.
19 сентября. После полудня - с. Пес(т)ье у озера Самры; перед вечером – в Дретно; итого 25 верст.
20 сентября. Приехали на рубеж на р.Ниышенку(?); отъехали, ночевали на берегу р.Луги. От Дретно 25 верст.
21 сентября. По утру пошли строем – до Ямы [Кингисепп], в вечеру не дошед 7 верст до Ругодива [Нарва].
22 сентября. Собрали полки и пошли строем…
Схема переходов. Новгород - п.Сутоцкой - п.Медведь - п.Фроловской - п.Петровской, п.Дремяцкой
Схема переходов. п.Дремяцкой - Заполье - Харламова Гора – п.Сумерской
Если бы Петр I двинулся на Гдов, на воссоединение с отставшей ("псковской") группировкой своих войск, то, сражение, возможно, сложилось бы иначе. Дорога у него была: после Ляд открывается удобный прямой путь в междуречье Плюссы и Яны на Щепец и далее на Гдов. В этом варианте его маршрут совпадал бы со старинной дорогой Новгород – Гдов.
Реконструкция схемы дороги Новгород - Гдов (ср.с картой из Голубцова И.А.)
Об этой дороге (и других дорогах средневековой Руси и Новгородчины) можно прочитать у И.А.Голубцова ("Пути сообщения в бывших землях Новгорода Великого в XVI-XVII вв. и отражение их на карте середины XVII в." // Вопросы Географии, Т.20. М., 1950. С. 270"). Гдовская дорога в междуречье Плюссы и Луги там показана немного грубее, но похоже (27 – Лядский погост; 28 – Гдов).
Карта из Голубцова И.А. Здесь: 27 - Лядский погост, 28 - Гдов
На приведенной грубой карте этого не видно, но в подробной сводке расстояний показано, что дорога "по Голубцову" зачем-то делает странный зигзаг от Ляд к Лосицам, туда и обратно как минимум ДВАЖДЫ пересекая реку Плюсса, причём в середине её течения, где Плюсса довольно полноводна. По его "Росписи" (с.299) заявлены одинаковые 20 верст от Лядского погоста до Лосицкого и от него до Щепецкого:
От Новгорода до Медвецкого п. - 50 верст;
От Медветцкого до Времяцкого (sic!) - 30 в.
От Ремяцкого (sic!) до Лятцкого - 40 в.;
От Лятцкого до Лоситцкого - 20 в.
От Лоситцкого до Щепетцкого - 20 в.;
От Щепетцкого до Гдова - 20 в.
И всего прямою дорогою 180 верст.Голубцов пользовался таблицами и картами, опубликованными К.А.Неволиным ("О пятинах и погостах новгородских"). К сожалению, эта старая работа не лишена ошибок. Вот как выглядят числа из таблицы Приложения XIV, нанесённые на карту самого Неволина (зеленым нанесны возможные дороги, исходя из указаных расстояний):
В целом имеем картину закономерного увеличения расстояний от Новгорода, однако сразу становятся очевидным целый ряд ляпов:
1) Бельской погост - 160 верст - очевидно перепутан (переставлен местами) с Бельским погостом Юрьева монастыря (в таблице стоит 110). До последнего – как раз 160 (через Порхов, до которого 120 верст).
2) Турской погост – почему 25 – совершенно непонятно. Должно быть около 65.
3) Для Мусицкого погоста расстояние вообще не указано.
4) Медвецкой погост отсутствует на карте. Расстояние - 45 - указано в кружке "45М"
5) До Ляцкого погоста никак не может быть 110 верст.Для полноты картины добавим дороги Новгород-Псков, Новгород-Гдов (путь Петра I), красным, и путь Екатерины II, синим.
Вот они - дороги от погоста к погосту, по которым, начиная с Княгини Ольги, ездили князья с дружинами, собирая дань...
© Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/