Церкви Хмерского погоста

Выставка Гагрино

1748. Того ж Хмерского погоста выставки Гагрина при церкви Успения Пресвятой Богородицы (НМ 1748а: 127).

Библиография и комментарии: Протоколы реставрационных заседаний ИАК // Известия ИАК. Вып. 41 (Вопросы реставрации. Вып. 8). СПб., 1911. С. 77. Санкт-Петербургской губернии Лужского уезда с. Гагрино. Знаменская церковь 1808 г.

Успенская церковь
http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spblgagrino.html

Каменная, теплая, построена в 1795 году иждивением надворного советника Березина. Три престола: Успения Божией Матери, Св. Архистратига Михаила и Св. Апостолов Петра и Павла.
Вторая церковь во имя Знамения Божией Матери, каменная, теплая, построена в 1808 году наследниками храмоздателя Березина.
К церкви приписаны три часовни.
В сельце Плюссе имеется домовая церковь во имя Тихвинской Божией Матери, построенная женой д. ст. сов. Тиран в 1835 году, помещается в доме владелицы, освящена 23 августа 1858 года.

В 1899 в приходе состояли село Гагрино, усадьбы Ретени и Плюсса, деревни Вознесенск, Добрый Бор, Дуплево, Замошье, Курск, Лешевицы, Маслино, Окрины, Плюсса, Пеньково, Петрилово, Погорелово, Смидищи, Кирилково (252 двора, 725 мужчин, 791 женщина).

НАСТОЯТЕЛИ

  Предыдущее место служения   Последующее место служения
Алексий Евтихиев, священник      
Иаков Алексеев сын Алексия Евтихиева; дьячок - 1840  
Воинов Георгий ( - 1858), священник зять Иакова Алексеева 1840 - 1858  
Виноградов Петр Федорович, священник     Мурино
Папоротский Николай Иванович   1859 - 1867 - Крицы
Песоцкий Павел ( - 1893), священник диакон в Санкт-Петербурге    
Судаков Андрей Иванович, священник Видонская церковь Лужского уезда 1891 - 1913 -  
Осипов Василий, священник   опр. 31 июля 1947 - 29 ноября 1957  

ПСАЛОМЩИКИ

  Предыдущее место служения   Последующее место служения
Перов Павел   1883 - 1889  
Сельский ( - до 1902)      
Грузинский Александр Андреевич Учитель Хмерской церковно-приходской школы 1893 - 1899 -  

ПРОСФОРНИ

  Предыдущее место служения   Последующее место служения
Песоцкая Анна Васильевна жена умершего священника сей церкви 1894 - 1899 -  

СТАРОСТЫ

  Предыдущее место служения   Последующее место служения
Павел Кириллов   - 1884 -  
Уткин Алексей Гаврилович крестьянин деревни Плюссы утв. на второе трехлетие 12 июня 1897 - утв. на четвертое трехлетие 18 июня 1903 - утв. 1 сентября 1906 - утв. 23 сентября 1909 - утв. 11 ноября 1912 - утв. 13 декабря 1915 - 29 июля 1916 Награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Станиславовской ленте (6 декабря 1901)
Афиногенов А крестьянин утв. 28 сентября 1916 -  

ПРИХОДСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. Открыто в 1870 году. Председатели

Судаков Андрей, священник   утв. 1 апреля 1902 -  

Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб. 1884. С. 469-473; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 463-464; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.

(По материалам http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spblgagrino.html)

Сельцо Плюсса

1572. 22.07. В сельцо в Плюсо, а в нем храм Воскресенье Христово… [1]

1572. 29.07. В Хмерской погост: в селцо Плюсо, а в нем храм Воскресенье Христово, на три обжи (Самоквасов 1905б: 79-80).

1582. Сельцо Плюса на р на Плюсе, сожгли литовские люди, а в нем была церковь Воскресение Христово… да церковных три места… [2]

[1] Ввозная грамота вдове Василисе, жене Семен Васильева сына Нащокина на поместье ее мужа в Хмерском погосте Шелонской пятины. 1572. 22.07 // РГАДА, ф. 1209, д. 16931, л. 184-185.

[2] Подлинная писцовая книга поместных, монастырских и церковных земель Шелонской пятины письма писца Л. Аксакова. 1582 // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 957, л. 385-385 об.

Погост Хмерской

1498. Погост Хмерской великого князя, а на нем церковь Илья Святый, а людей нетяглых: дв. дьяк церковной Ивашко, дв. проскурница Машка, дв. сторож Сенка, дв. игуменский пуст (НПК 1905: 118).

1576/77. [Десятины Залесской и Тесовской в Шелонской и Воцкой пятине [1] Из Залесья с Хмерю у Ризоположенского попа Степана (НМ 1576/77: 114)

1582. Погост Хмерской на озере на Хмере, на царя и великого князя земле, зжен и воеван... а на погосте церковь Положение честных риз Пречисты Богородицы, а строение церковное, образы и свечи приходное. А звон церковной колокол да клепало. На полатех от воины осталось на пожарище: (в) поп Михаило Федосеев, (в) дьячек церковной Ивашко Пантелеев, (в) проскурня Ненила, (в) понамарь Истомка. [2]

1595, июль. Хмерского погоста Пречистенской священник Ондрей Акилов сын… [3]

1628/29. Погост Хмерской на озер на Хмере, а на погосте место церковное, что словет церковь Пресвятые Богородицы Риз Положенье, да на погосте же четыре места церковных: попов, дьячков, пономарев, проскурницыно… [4]

1652, февр. Хмерского погоста у Положенского попа с причетники... [5]

1660. Хмерского погоста дани... деньги платил поп Петр (НМ 1660: 33-33об).

1678. Погост Хмерской, а в нем церковь Положения Честная пояса Пресвятые Богородицы. Да на погосте ж дворы церковных причетников: двор попа Ивана Павлов, двор дьячка Гриши Гаврилова, двор понамаря Петрушки Силуянова, двор просвирницы Маринки Александровой. [6]

1703, дек. К сему выбору Хмерского погоста Богородицкой поп Григорей Иванов руку приложил [7]

1706/07. Погост Хмерской. А на том погосте церковных причетников дворы: во дворе поп Григорей Иванов, у него братья Петр, Федот, во дворе дьячек Семен Михайлов, у него дети Федор десяти лет, Иван пяти лет, во дворе пономарь Евтифей Ларионов, у него брат Иван, у него ж сын Иван дву лет… [8]

1710. Погост Хмерской. На том погосте церковь Положение Честных Риз Пресвятые Богородицы древянная. А та церковь построена на церковной земле (4 церк. дв.). [9]

1720. В Хмерском погосте по скаске 720 г.:

Бывшего попа Григорья Иванова зять ево, который опрежде того ж погоста в попах Иван Семенов 26
У него сын Максим 3
Дьячек Федор Семенов 30
У него сын Елизар 2
Понамарь Василей Ларионов 46
У него сын Конан 6

(НМ 1722: 41об-42).

1748. Хмерского погоста при церкви Положения ризы Пресвятые Богородицы приходских 198 дворов (НМ 1748а: 126об)

Библиография и комментарии: Локализовано по Андрияшев 1914: IV.

[1] Книги подъежжие.

[2] Подлинная писцовая книга поместных, монастырских и церковных земель Шелонской пятины письма Л. Аксакова. 1582 // РГАДА, ф.1209, оп. 1, д. 957, л. 378.

[3] Подлинная дозорная книга поместных земель Шелонской пятины письма и дозора подьячих С.Никифорова и К.Вязкого. 1595 // РГАДА, ф. 1209, д. 973, л. 225.

[4] Список с дозорной книги поместных, вотчинных и пустопорозжих земель Шелонской пятины Залесской половины письма и дозора В.Волконского и В.Андреева. 1628-1629 // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 800, л. 551 об.

[5] Книга сбора церковной дани (подъезда и десятины) с Вотской и Шелонской пятин сбора Калины Литвинова да Тимофея Тютрюмова да Филипа Данилова 160 году, записано в феврале // РГИА, ф. 835. оп. 5, д. 18, л. 10.

[6] Подлинная переписная книга поместных и вотчинных сел и деревень, дворов и людей Шелонской пятины Залесской половины стольника Степана Оничкова и подьячего Антипа Федорова // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 8570, л. 115 об.

[7] По указу новгородского митрополита Иова по грамоте за приписью дьяка Ивана Сназина велено Череменецкого монастыря игумену Евфимию в Шелонской пятине выбрать десятских для сбора неокладных доходов, венечных пошлин и др. денег. 1703, дек. // СПбИИ, кол. 183, карт. 2, д. 378

[8] Переписная книга помещичьих, вотчинных и монастырских крестьян, церковнослужителей Шелонской пятины Новгородского уезда переписи Дм.Тим. Аничкова. 1706/07. Подлинник // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 8575, л. 101 об.

[9] Переписная книга церковнослужителей, монашествующих, крестьян, верхнего тягла посадских людей Шелонской пятины Залесской половины в погостах Паозерском, Васильевском, Сутоцком, Медвецком, Лубинском, Турском, Которском, Хмерском, Ляцком, Бельском, Дремяцком, Петровском, Передольском, Косицком, Сабельском // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 8587, л. 279.

Посолодинский монастырь

1582. В Хмерском погосте Посолотин монастырь Новые Печеры на речке на Черной, выжгли литовские людим, а в монастыре церковь в Горе Успение речистые Богородицы да другая церковь древеная Николы Чюдотворца клетцки вверх; престолы в обеих церквех разорены, а сосуды и свечи местные и книги поиали литовские люди, а келеи в монастыре было: келья игуменская да 8 келей братцких, а в них было 12 братов старцов, а на пожарище осталися: в келье игумен Пимин да четыре келии братцких, а в них пять братов чернорисцов, да за монастырем (д) был конюшенной, сожгли литовские люди, да за монастырем слободка монастырская, незжена, а воевана, а в ней: (в) слуга монастырской Гриша Данилов да бобыльских дворов: (в) бобыль Федко Кирилов, (в) Ондрюшка Шляк, (в) Михаилка Микифоров да 5 дворов пусты, да (м) дворовое, а тех пустых дворов людей побили и в полон поимали литовские люди… а вотчины к тому монастырю и руги денег и хлеба нет [1]

1595, июль. Того ж поместья написана (пу), что была деревня Посолодина, обжа, сна 10 копен, и про ту (пу) старожилцы и волостные люди сказали, дана Пречистые Богородицы Посолодина (м) в вотчину игумену Пимину з братьею. Игумен положил ввозную за приписью дьяков Савы Фролова да Семейки Емельянова 95 года… [2]

1628/29. В Хмерском погосте монастырь Посолотин Новые Печеры на реке на Чорной, а в монастыре место церковное, что была церковь Успения Пресвятой Богородицы да место церковное, что была церковь Николы Чюдотворца да в монастыре место игуменское да восем мест келейных да место слушки… да место конюшее да восем мест дворовых монастырских бобылей… [3]

1652, февр. Посолотина у Успенского попа с причетники... [4]

1658. 3.06. Половину лавки продали «в дом Успения Богородицы Посолотинского монастыря». Вплоть до 184 г. со строителя Посолотинского монастыря берутся деньги оброчные за эти поллавки. [5]

1662. 1.02. -1663. 21.02. Челобитье Посолотинского монастыря черного попа Филарета з братьею на новгородцкого стрельца на Наумка Матвеева в разбойном деле и в грабеже того монастыря и его Наумковы распросные речи, и стрелец Наумко отослан в Великий Новгород в приказную избу и память о нем послана. [6]

1678. В том же погосте монастырь Посолотинской на речке на Чорной, а в монастыре церковь Успение Пресвятые Богородицы в Пещере да церковь деревянная Николая Чюдотворца, да у монастыря конюшей двор, а живут в нем их монастырские служебники Игнашко Харитоов да Фока Терентьев да Александрко Аверкиев да за манастырем же на посаде слоботка, а в ней (во дв) слушк Гарасимко Васильев з детьми с Ваской да с Павелком, да в той же слоботке (во дв) крестьянин Ивашко Евтифеев с сыном с Мишкой, (вл дв) крестьянин Пашко Павлов з братьею с Осташкой да с Феткой да с Мишкой, (во дв) крестьянин Кирилка Киприянов с племянником, Омелькой Ермолиным. [7]

1678. За Посолотовским монастырем… 4 дв. [8]

1703, дек. К сему выбору Посолотина монастыря иеромонах Иосиф руку приложил [9]

1721. Присолотине монастыре. 721 г. по осмотру при черном попе  [10]

пономарь Иван Васильев 15, живет в том монастыре

1738. 17.03. В Посолотине монастыре, который тогда приписан был к Новгородскому Клопскому монастырю: [11]

Строитель иеромонах Моисей
Келарь Трифон
Иеромонах Варлаам
(всего 6)

1748. Посолотина монастыря (НМ 1748а: 128об)

Библиография: Локализовано по Андрияшев 1914: IV
Отмечен в сводах архим. Амвросия (Амвросий 1813: 601-602) и В.В.Зверинского (Зверинский 1898-2: 282, № 1078).

[1] Подлинная писцовая книга поместных, монастырских и церковных земель Шелонской пятины письма Л. Аксакова. 1582 // РГАДА, ф.1209, оп. 1, д. 957, л. 414 об.-415.

[2] Подлинная дозорная книга поместных земель Шелонской пятины письма и дозора подьячих С.Никифорова и К.Вязкого. 1595 // РГАДА, ф. 1209, д. 973, л. 226.

[3] Список с дозорной книги поместных, вотчинных и пустопорозжих земель Шелонской пятины Залесской половины письма и дозора В.Волконского и В.Андреева. 1628-1629 // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 800, л. 571 об.

[4] Книга сбора церковной дани (подъезда и десятины) с Вотской и Шелонской пятин сбора Калины Литвинова да Тимофея Тютрюмова да Филипа Данилова 160 году, записано в феврале // РГИА, ф. 835. оп. 5, д. 18, л. 9.

[5] Данная С.Поганкину на лавочное место. 1676. 5.08 // Евлентьев К.Г. Книги псковитина посадского человека Сергея Ивановича Поганкина. Псков, 1870. № 13. С. 16-19.

[6] Записная книга Московского стола. 1662/63 // РИБ. Т. 10. СПб., 1886. С. 579.

[7] Подлинная переписная книга поместных и вотчинных сел и деревень, дворов и людей Шелонской пятины Залесской половины стольника Степана Оничкова и подьячего Антипа Федорова // РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 8570, л. 122-122 об.

[8] Росписи крестьянских дворов, находившихся во владении высшего духовенства, монастырей и думных людей по переписным книгам 1678 г. / Пред., публ. А.А.Новосельского // ИА. Т. 4. 1949. С. 114.

[9] По указу новгородского митрополита Иова по грамоте за приписью дьяка Ивана Сназина велено Череменецкого монастыря игумену Евфимию в Шелонской пятине выбрать десятских для сбора неокладных доходов, венечных пошлин и др. денег. 1703, дек. // СПбИИ, кол. 183, карт. 2, д. 378

[10] Книга переписная церковнослужителей г. Новгорода, Вотской, Бежецкой, Обонежской, Деревской, Шелонской пятин Новгородского уезда, Старой Ладоги, Новой Ладоги, Порхова, Тихвинского посада, Порховского окологородья. 1722-27 // РГАДА, ф. 350, оп. 2, д. 2158. л. 42.

[11] Ведомости о монастырях и монахах Новгородской епархии. 1738. 17.03 // РГАДА, ф. 311, оп. 1, д. 1, л. 39.

© А.Селин, http://adrianselin.narod.ru, ему же и мои благодарности за предоставленные материалы :-)
© Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
 
Сайт создан в системе uCoz