Церковь Входа в Иерусалим в Посолодино

 

Фото 01. Церковь Входа в Иерусалим. 1876 г. Вход в пещерную церковь. Фото 2000 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.   Фото 02. Церковь Входа в Иерусалим. 1876 г. Западный фасад. Фото 1981 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.   Фото 03. Церковь Входа в Иерусалим. 1876 г. Фото 2000 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.   Фото 04. Церковь Входа в Иерусалим. 1876 г. Фото 2000 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.

Фото 05. Церковь Входа в Иерусалим. Вид с юго-запада. Фото 1981 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.   Фото 06. Церковь Входа в Иерусалим. План. д.Посолодино, Плюсский р-он.

Фото 01. Церковь Входа в Иерусалим. 1876 г. Вход в пещерную церковь. Фото 2000 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.
Фото 02. Церковь Входа в Иерусалим. 1876 г. Западный фасад. Фото 1981 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.
Фото 03. Церковь Входа в Иерусалим. 1876 г. Фото 2000 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.
Фото 04. Церковь Входа в Иерусалим. 1876 г. Фото 2000 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.
Фото 05. Церковь Входа в Иерусалим. Вид с юго-запада. Фото 1981 г. д.Посолодино, Плюсский р-он.
Фото 06. Церковь Входа в Иерусалим. План. д.Посолодино, Плюсский р-он.

Церковь Входа в Иерусалим, 1876 г., памятник местного значения Постановление Псковского областного Собрания депутатов № 542 от 30.01.1998

Архитектурное описание: Церковь расположена на краю села на высоком берегу речки Черной. Выполнена в псевдо-византийском стиле конца XIX в. Храм теплый. В основу плана положен равноконечный крест с заполнением угловых пространств пониженными палатками - компартиментами. С восточной стороны примыкает пятигранный алтарь. К западному рукаву креста через узкую трапезную примыкает трехполаточная паперть с колокольней над ней. В центре храма расположены четыре мощных столба, делящих здание на три нефа. На столбы через мощные подпружные арки и систему тромпов поставлен восьмигранный барабан, перекрытый в свою очередь граненым сомкнутым сводом. Рукава креста перекрываются коробовыми сводами с распалубками у арок. Угловые компартименты перекрыты ползущими сводами с распалубками у арок и проемов. Алтарная часть перекрыта граненым сомкнутым сводом. Северная палатка паперти перекрыта плоско, южная - коробовым сводом, средняя, под колокольней, крестовым. Тамбуры, ведущие в северо- и юго-западные компартименты /боковые входы/ перекрыты коробовыми сводами. Декор фасадов носит налет стилизации: так все дверные и оконные проемы имеют полуциркульное завершение и оформлены наружными четвертями. Восьмериковый барабан и звоновой четверик колокольни выполнены в одном ключе. "Огранку" колокольни довершает срезка углов. В основании барабана и четверика колокольни сделаны мощные постаменты. Оконные проемы барабана и звеновые проемы близки по размерам. Над теми и другими сделаны мощные бровки, соединенные в пятах арок карнизами. Через определенный интервал сделаны широкие бровки в стыках не имеющие прямых участков, торцы северного и южного рукавов "креста завершаются щипцовыми фронтонами", оформлены широкими нишами с полуциркульным завершением и спаренными окнами в них. Широкие карнизы выполнены из лекального кирпича. Нижняя часть карнизов решена в виде зубчатых подзоров, кровля над рукавами креста пощипцовая двухскатная. Над куполом сделана восьмигранная кровля, а над колокольней четырехскатная со срезанными углами. Внутри церковь не была расписана, из внутреннего убранства ничего не сохранилось. Среди кирпичей встречаются с клеймом "РАTENT". Основные габариты здания: 38 х 24 м. Стены сложены из кирпича, внутри оштукатурены и побелены. Полы цементные.

Историческое описание: С ХVI в. известен мужской Посолотин монастырь, расположенный в ложбине среди оврагов при речке Черной, притоке Плюссы. В древности были две церкви: одна Успенская каменная, а другая Никольская деревянная. О разорении монастыря литовцами в писцовых книгах 1581-1585 гг. написано: "В Хмерском же погосте Посолотин монастырь новые печеры на речке на Черной, выжгли литовские люди. А в монастыре церковь в горе, Успения Пречистые Богородицы, да другая церковь деревянная Николая Чудотворца клетухи в верх; престолы же в обеих церквах разорены, а сосуды церковные, а свечи местные и книги поимали литовские люди. А келей в монастыре было, келья игуменская, да восемь келей братских, а в них было двенадцать братов старцов, а на пожарище остался в келье игумен Пимин, да четыре кельи братских, а в них пять братов черноризцов. Да за монастырем двор был конюшенный, сожгли литовские люди, да за монастырем же - слободка монастырская, не зжена, а воевана, а в ней двор слуги монастырский Гриша Данилов, да бобыльских дворов.../три двора/, да пять дворов пусты, да место дворовое. А тех пустых дворов людей погибли и в полон поймали литовские люди. Пашни паханные монастырские лесные роспаши круг монастыря, четыре четверти в поле, а в дву потомуж; сена ста копен. А в прежних писцовых книгах и в выписи написано 79 году Семена Федоровича Нагова, да князя Ивана Андомского с товарищами: дано к монастырю игумену с братиею, круг того монастыря, лесу по двенадцати десятин, на все четыре стороны, каменного и чернаго лесу, бору и болота, по речке по Черной в верх и вниз, а за речку за Черную, против монастыря, промеж деревень: деревни Волосова, Захонья и Овина и Терешиной и Посолотина. А вотчины к тому монастырю и руги и денег и хлеба нет". Из хранящегося в Петербургской Духовной Консистории, от 14 января 1743 г. за № 2315 указа видно, что церковь св.Николая сгорела в феврале 1736 г. на сырной неделе. В тридцатых годах XVIII в. служили в каменной Покровской церкви, о которой сохранилась, в церковном архиве, подробная опись, составленная в октябре 1741 г. строителем монастыря, иеромонахом Феофилатом и им подписанная. Эту опись в июле 1742 г. по указу архиепископа Новгорода и Великих Лук Амвросия, поверял Хмерского погоста поп Елисей Михайлов. Кроме перечня церковного имущества, в описи сказано: "В 1742 г. в монастыре были келья строителя с перерубом, сенями и чуланом, четыре братских кельи, трапеза братская с черною печкою, келья хлебная, поварня, квасная, четыре хлебных амбара, из коих три запечатанных с хлебом. В 1738 г. октября 1-го дня, по указу от подполковника Якова Дурнова, посланным от него капралом Семеном Дятковым, да в том же монастыре имеется монашеского чину один монах Макарий, который по сказке бывшего управителя Иесафа, что оной монах прислан в подначальство, да отставной морского флота боцман Михайло Кожевников, трудник Прокофей Нестеров, больше никого не явилось". В 1764 г. монастырь был упразднен, а церковь Покрова стала приходскою. Из пещер монастырских одна еще и доныне сохранилась в церковной ограде, под крутым оврагом, подле которого есть остатки древней каменной колокольни с одною кельею. Под колокольней есть сводообразный каменный вход к источнику, находящемуся в пещере. В ней, по преданию, явилась в древности чудотворная икона "Богородица Одигитрия", находящаяся в храме. Другая пещера - вверх по реке Черной, в полуверсте от церкви. В ней есть также источник "Федосеев ключик". Входоиерусалимская церковь была построена вместо сгоревшей Никольской и освящена при архиепископе Стефане. В 1822 г. в ней устроены приделы св.Николая и Тихвинской Божьей матери усердием Лугских помещиков Татищева и Тишкова; антиминсы главного и Тихвинского придела освящены 5-го апреля 1842 г., а в Никольском - в 1815 г. Длина храма, без алтаря 8 саж., ширина - 5 саж и 1 арш., высота 2 саж, в куполе 3.11 саж, длина и ширина алтаря 2 саж 1 арш. Главный храм с 1868 г. теплый, отделяется от холодных приделов капитальною стеною. Храм довольно тесен. Выстроен он в 1876 г., украшен на средства попечительства, иконами в резных позолоченных киотах... На Тихвинской чудотворной надпись: "Сия Чудотворная икона Спорутчицы Богородицы Одигитрии новых пещер Посолотина монастыря Новгородской области. А обложен бысть сей образ благословением перваго архиепископа иоакима Псковскаго и Изборскаго, в лето 1626 г., после немецко-литовскаго разорения, при державе Государя и царя Великаго князя Михаила Федоровича всея России самодержца". Из книг интересно Евангелие в лист /Москва 1657г. августа 29-го/ и Евангелие праздничное /Москва 1755г./ с надписью: "сие святое напрестолъное Евангелие Шелонския Пятины, Залесской половины, Посолотина монастыря, куплено в Москве на Казенные деньги, 1758г. марта дня, при строителе того монастыря иеромонахом Гавриле". Евангелие вседневное /Москва"1753г./, пожертвованое в 1754г. генерал-майором Симеоном Ивановым Мордвиновым. Колокол в 55 пуда 12 фунтов с надписью: "1799 марта 12-го дня колокол в Лужский уезд, в бывший уничтоженный Посолотинский монастырь". И колокол в 11 пудов с надписью: "1638 Упраздненного Посолотина монастыря Входоиерусалимской церкви настоятель благочинный, священник Петр Кулигин 28 апреля 1884 года".

Ответственный орган охраны: НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры

Градостроительная ценность: Одна из сохранившихся церквей псевдо-византийского стиля конца XIX в. в Псковской области.

Техническое состояние: аварийное

Комментарий к техническому состоянию: Утрачена часть кровли над южным приделом и над юго-западным компартиментом. На сводах растут молодые березы. Разрушен юго-восточный угол верха колокольни над звонами.

Современное использование: не используется

Доступность для туристического осмотра: доступен для осмотра

Форма собственности: субъекта Российской Федерации

Балансодержатель / собственник: КУГИ Псковской области

Места хранения документов: НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры

Библиография:
Федоров В.А. "Поганкины палаты во Пскове на фоне классовой борьбы в XVII в" Л., 1925, "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси", Вып. IX.

Материалы:

http://www.opskove.ru/raion/60017.html

© Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
 
Сайт создан в системе uCoz