Отчет о походе Плюсса - Ясновик - УЖД Лямцево-Заплюсье

Итак, 12 августа 2003 года выехал я рано утром из С.-Петербурга на электричке СПб. - Луга. Путь мой лежал в относительно далёкую деревушку Псковской области. В Лугу приехал я где-то около 12.00, и тут же пришлось бежать на поезд Луга - Псков, который отходил в 12.08. Ни о каком походе на местный рынок и магазин не было и речи. Так что я остался без продуктов, которые я хотел купить в Луге, а не тащить с собой. Я и так набрался порядком - кроме огромного рюкзака, ещё тащил в руках спальник. Так что моя экипировка значительно снижала подвижность, и я не мог быстро бегать.

Но я успешно сел на поезд. Что меня прямо-таки поразило - так это обстановка и правила в их поездах. Я был весьма удивлен приветливости проводников вагонов, спокойствием пассажиров: никто не бегал по вагону, никто не орал и не звенел бутылями. А главное - проводница спокойно брала деньги у пассажиров, даже не спрашивала - почему нет билета, не штрафовала. Деньги её интересовали не в первую очередь - она сначала проверила, все ли сели, закрыла двери и убрала подножки, а лишь потом пошла по вагонам. У кого не было достаточной суммы - она просто брала, сколько было. Но больше всего меня удивила стоимость билетов - билет от Луги до Пскова стоит - 45 руб.! А сколько стоит автобус того же направления? ;)

До Плюссы я доехал за 50 минут и 15 руб. Поезд шёл плавно, в вагоне было тихо - никто не бегал по нему, народу было немного, а главное, не было никакой торговли. Носки, пиво, мороженное, шоколад, шнурки и батарейки остались в шумных электричках Луги. Переезжая из Ленобласти в Псковскую, переезжаешь как в другой мир, только дачники напоминают о Питере, и той, "цивилизованной" жизни. Так же спокойно вышел я в Плюссе. Сходил в магазин за молочными продуктами, купил хлеба и пошёл в свою деревню. Да, Плюсса сменила облик, но осталась прежней. Те же зелёные неширокие улочки, полусельская жизнь.

На дорогах в основном "уазики" и "жигулёнки" с местными номерами; попадаются и другие машины, но они почти все с номерами "47" или "78", а то и других регионов. Трактор или "Урал" не редкость и воспринимается как должное.

Фото 01

До моей деревни было около 8 км пешком - нормальное расстояние. Дорога хорошая. Вскоре я вышел из райцентра, перешёл по мосту через реку Плюссу и свернул налево - в сторону Лешевиц. Родные места начинались отсюда - как много раз за свою жизнь я ходил по этой дороге! Чаще, правда, ездил (на велосипеде, реже на машине). И как давно не был здесь - два года!

Но не буду отвлекаться. Пришёл я в Лешевицы, попил воды - ну, а дальше начиналась обыкновенная дорога псковичей. На языке питерцев - бездорожье. Напялил я сапоги до колен (ниже не рекомендуется - можно здорово испачкать штаны) и потопал. По полю, а потом по лесу, м-да, дорожка изменилась не сильно - те же колеи от тракторов и "Уралов", а между ними колея от "Нивы". Большое мастерство необходимо, чтобы проехать по этой дороге и не свалиться в колею, не застрять. 3 км я шел 1,5 часа. Но, наконец, пришел в свой край, место, где я провел всё своё детство (летом) и летние школьные каникулы. Места все знакомы, и я быстро их вспомнил, как будто и не уезжал.

Дом мой разворовали, срезали всю проводку, свернули счетчик, стянули почти всё - даже старый ламповый приемник разобрали на части. Так что я промолчу о том, что я там сказал и подумал. Одного такого "шутника" в 2002 году, по слухам, поймали и посадили на раскаленную плиту и дали ему там посидеть пару минут. Скажу лишь, что он весьма легко отделался, разъяренные "дачники" шуток не понимают.

Население деревни Ясновик не велико - живут там с мая по октябрь 3 - 4 дома.

Фото 02

Фото 03

Рассказ о походе к узкоколейке 14 августа 2003 г.

Вышел я из дому поздно, где-то в 17.10, а ведь в 22.00 уже ночь - темень, хоть глаз выколи; но я решил, что управлюсь, по карте до узкоколейки было где-то около 8 км. Из них три - по довольно хорошей грунтовке, песчано-глинистой, а вот остальные - по плохой дороге; 2 км вообще я продирался по заросший дороге. Зато что радовало - так это прекрасная погода. Светило августовское солнышко, в небе проплывали кучевые облака, дул приятный юго-восточный ветерок, принося какой-то неизвестный мне запах того лета. В голове так и крутилась песня В. Цоя "Кончится лето"...

Да, первые километры дались тяжело: бурелом, трава по пояс сделали свое дело; к 6 часам я прошёл только 2 км. Поэтому я решил поднажать, чтобы уложится в этот день - ведь на следующий мне уже уезжать. Вскоре я вышел к ручью, который пересекал дорогу в низине - на другом склоне виднелась деревня Борки. Точнее, она там раньше виднелась - сейчас там одни руины, обгоревшие бревна и фундаменты. Причина происшедшего мне неизвестна, но ощущения были не из приятных, когда я проходил по ней. Вероятно, кто-то поджег траву весной, а может, и поджог - в ней уже никто не жил постоянно, и на лето приезжала лишь одна семья.

А хорошая была деревенька - прекрасное место, вокруг лес, дорога хорошая, легковушка пройдёт, на холме; только света нет.

Так вот, прошёл я её, а дальше шла колея от "Уралов" - в лес. Я обрадовался, что не придётся искать дорогу: я здесь ещё ни разу не ходил. В лесу не было ничего примечательного, кроме валяющихся в одном месте траков от гусеницы трактора; не хотел бы я оказаться на месте тракториста и менять здесь траки! Но вот я вышел из леса и пошёл по полю. Вскоре я вышел к деревне Вялки; она находится на холме, а внизу протекает небольшая, но очень чистая и звонкая речушка Вялка. Местами она скорее похожа на ручей, но это не меняет её красоты. Я не стал заходить в деревню, а пошёл по берегу оврага. Не знаю, как приняли бы меня аборигены: вышел я оттуда, откуда редко кто приходит; глухомань там, и туда разве что грибники ходят.

Обойдя стороной деревню, я вышел полем на дорогу, уходящую в лес; дорога показалась мне прямо-таки барской: твёрдая, почти без ям, песчаная грунтовка. И тут навстречу попались мне тётка и девушка; такое случается в тех краях редко, за время моего путешествия в 1,5 часа это была первая встреча. Сразу было видно, что они "дачницы" - в юбках, туфлях. У нас в деревне тоже дачники, но в туфлях у нас ходят только по дому или по двору. Опасно: в траве полно змей. Тётка глянула на меня как-то с опаской: не знаю, что ей во мне не понравилось; был я в портках, сапогах резиновых, кепке и бадлоне. Тепловато, зато комары не так жрут; может, топор за ремнем её смутил?

И вот я выхожу к узколейке - впереди виднеется ЛЭП на высоких столбах (её подняли над УЖД).

Впереди я увидел переезд (конечно, без всяких знаков). Удивили рельсы, точнее, колея, - я не думал, что она будет такая узкая! Раньше я ни разу не видел "живую" действующую узкоколейку. Рельсы Р-24, шпалы все сгнили, местами их заменили на самодельные, другие уже вросли в землю и превратились в труху. Когда я шёл по шпалам, то раздавался звон - это шпалы выперли из земли и висели в воздухе, удерживаясь за рельсы. А звенели подкладки, ударяясь о рельсы. Колея была в ужасном состоянии: стыки идут "в разбежку", рельсы кривые до такой степени, что стыки не только не совпадают, но и рельсы в стыках повернуты друг относительно друга на 20-30 градусов. Но по ним ездят, блестели рельсы прямо-таки ослепительно при садящимся уже солнце. Трава на пути почти не росла, и сама насыпь была в весьма неплохом состоянии.

Впереди справа я увидел какие-то железяки (я я заметил их ещё на переезде), а когда подошёл, то понял, что это вагоны. Это были вагоны для перевозки торфа: три валялись в канаве, а один - на насыпи.

Фото 04

Вид от переезда Вялки - Бол. Лужок в сторону Лямцева. Видны вагоны в канаве. Левые рельсы стыкуются не под прямым углом, а как бы "разъежаються". Шпалы вросли в землю и заросли травой.

Фото 05

Перевернувшийся вагон с торфом. Одна из осей уже снята. Номер вагона не помню, но выпущен он в 1985 году. В этом месте рельсы совсем "кривые". Не зарастает "народная тропа" к кучам торфа.

Фото 06

Один из самых кривых участков. Справа видна куча торфа, поросшая травой. Плети соединены криво, хотя стыки уже не "в разбежку". На переднем плане - одна из многочисленных шпал, "висящих" в воздухе. Дальше шпалы уже вросли в землю, хотя и не заросли травой.

Судя по всему, произошло крушение недавно, так как торф лишь местами зарос крапивой, хотя с того вагона, который лежал на насыпи около путей, уже успели снять ось.

Я обследовал вагоны, залез на перевёрнутый, посидел, отдохнул, погрелся на тёплом железе, сделал пару фото и повернул в переезду.

С другой стороны переезда (в сторону Заплюсья) пути были ещё кривее; метров через 70 от переезда справа лежала ещё одна куча торфа, но вагона там не было - в этом месте насыпь упирается в лес, поэтому вагон легче было поднять. Торф уже растаскивали дачники - видны были места подкопа и следы тачки.

Время было уже пол-восьмого, и я повернул домой. Жаль, что не успел подальше отойти - кто знает, что бы я там увидел?

Дошел я домой нормально: обратно идти легче - и где-то в 21.40 был уже дома.

На следующий день я уезжал. Ехать не хотелось - я ведь так мало пробыл, почти ничего не успел посмотреть, но пришлось ехать. Вышел я из дому в начале четвертого, а в 16.37 у меня был поезд. Помню, что, когда я уже подходил к Плюссе, то увидел, что на меня с юго-запада надвигаеться тёмно-синяя туча, и понял, что с рюкзаком и спальником в руках я могу просто не успеть на поезд. Ветер принёс прохладу и сырость.

Я остановился перед мостом и решил "поголосовать", но либо все спешили убрать сено, либо никому не хотелось останавливаться перед мостом... В конце концов всё-таки нашлась добрая душа в лице охотника на "УАЗике", который ехал на охоту с сыновьями и решил подбросить меня до вокзала. Только я успел добежать до вокзала, как обрушился ливень. Минут через 15 - 20 он прошёл, выглянуло солнце, и я вышел на платформу ждать поезд на Лугу.

Фото 07

В заключение

Сел я нормально в поезд... И вот, плавно покачиваясь, я стоял в тамбуре и смотрел через открытую дверь на проплывающие вдали леса, за которыми осталась моя деревня, дороги, по которым я ходил. Вот внизу глухо прошумела Плюсса, и начались уже более дикие места; пару раз я высовывался наружу, рискую сорваться со скользких поручнев и, вглядывался вдаль, туда, где дымил тепловоз. Кстати, "Ост. пункт 177 км" уже не используется - поезд там не останавливается, и всё заросло травой, даже тропинки нет. Только остались железобетонные плитки, как символ остановки.

Вот поезд проезжает речку-ручеёк Вялку, по берегам которой растут заросли ольхи и берез. И в голове тут же встает картина моего похода к УЖД через это прекрасное место - деревни Борки и Вялки. Вдали проплывала стена леса, а перед ней - поля, густо поросшие травой и иван-чаем. Они идут как бы с холма на холм - и только поезд ровно шёл вперед. Над поездом проплыл необычный мост: не всякий догадался бы о его назначении! Жёлтый, арочный, но чрезвычайно узкий - да, это был мост УЖД!

Вскоре мы прибыли на станцию Лямцево. Там ввалилась толпа народу, кто-то сошёл, и мы тронулись дальше, однако тамбур заняли какие - то мужики, которые там ещё и задымили, и мне пришлось перебраться в коридорчик, который отделял тамбур от салона. Но место там удобное - из салона меня не видно, от тамбура меня скрывает дверь и есть окно, которое я открыл и теперь наслаждался склоняющимся к западу солнцем и пейзажем по другую сторону поезда. Я сделал одно фото перед станцией Серебрянка, с живописной синей тучей на горизонте (поезд там поворачивает) и далью. В голове звучала музыка из альбома "Enigma" "MCMXC A.D."