Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ И МУЗЕЙ - ЗАПОВЕДНИК ЕГО ИМЕНИ ЛЮБЕНСК - ВЕЧАША

Портрет Римского-Корсакова Н.А.

Музей-заповедник имени великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова состоит из двух соседних усадеб Любенск и Вечаша. Они находятся в северной части Псковской области на расстоянии 100 км от Пскова, 190 км от С.-Петербурга и 50 км от города Луги по шоссе Петербург-Киев. Музей создан в этом краю с чудесной природой не случайно. Ведь любовь к природе, преклонение перед ней Николай Андреевич пронес через всю свою жизнь. Она дарила ему вдохновение, в ее окруженииему работалось особенно легко. Из 15 своих опер, Римский-Корсаков сочинял в Вечаше "Ночь перед Рождеством", "Садко". "Царскую невесту", "Сказку о царе Салтане" и "Сказание о невидимом граде Китеже"; в Любенске он написал последнюю свою оперу "Золотой петушок".

Музей-заповедник Любенск - Вечаша. Общий план

Николай Андреевич родился и вырос в Тихвине, на краю этого небольшого провинциального города, возле реки, близ полей и лесов. Там его мать, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу.

Тихвин. Дом Римских-Корсаковых, в котором родился Н.А.Римский-Корсаков

Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти со времени заграничного плавания на клипере "Алмаз", совершенного им в 1862 - 1865 годах после того, как он окончил петербургский Морской кадетский корпус (родители считали, что он должен стать моряком). За время этого долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, чарующее звездное небо южного полушария и экзотическую растительность Бразилии, испытал океанские штормы и штили.

Клипер "Алмаз"

В последствии все это, наряду с картинами северной российской природы, служило композитору источником вдохновения. Широко известно, с каким мастерством Римский-Корсаков живописал средствами музыки разные явления природы. Красочные музыкальные картины морской стихии есть в его операх "Садко", "Сказка о царе Салтане", в сюите для симфонического оркестра "Шехеразада" и в некоторых романсах; образы леса с его звуками - в операх "Псковитянка", "Снегурочка", "Сказание о невидимом граде Китеже"; воздушного пространства со звездным небом - в опере "Ночь перед Рождеством"; многим знакома музыкальная картинка "Полет шмеля", включенная в оперу "Сказка о царе Салтане". В 1880 году Римские-Корсаковы сняли на лето дачу в усадьбе Стелево неподалеку от города Луги. О проведенном там времени Николай Андреевич писал:

"Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение прелестные рощи (…), огромный лес "Волчинец", поля ржи, гречихи, овса, льна и даже пшеницы, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера Врево, бездорожье, запустение, исконные русские названия деревень как, например, Канезерье, Подберезье, Копытец, (…) - все приводило меня в восторг".

Усадьба Огаревых - Вечаша. На балконе восстановленого дома, в котором Н.А.Римский-Корсаков сочинял свои оперы. 1997

В полюбившемся ему Лужском краю Николай Андреевич провел 16 летних сезонов, и особенно мила его сердцу стала усадьба С.М. Огаревой Вечаша. В давние времена эта усадьба принадлежала Дмитрию Васильевичу Татищеву, получившему ее в 1785 году в дар от Екатерины II. Затем Вечаша перешла к действительному статскому советнику Петру Ильичу Юркевичу. В самом начале 1890-х годов ее купил на имя жены, Софьи Михайловны, полковник Ф. А. Огарев, видимо дальний родственник известного поэта и публициста Н.П. Огарева.

Из всей усадебной земли в 35 гектар более половины занимал огромный старинный живописный парк, раскинувшийся по берегу поэтичного озера Песно. Его несколько запущенные тенистые аллеи с вековыми деревьями и пышными кустами белых и алых роз между ними; солнечные лужайки парка и широкий простор озера, окаймленного прибрежными камышами; скромные деревянные усадебные строения; тишина и безлюдье - были по душе Николаю Андреевичу. Это располагало к творчеству и к отдыху от городской суеты. Там, в "милой Вечаше", на протяжении 1894 - 1905 годов, Римский-Корсаков проводил лето и работал над своими произведениями 6 раз.

Озеро Песно. Вид от Вечаши

Живя в Вечаше, Римские-Корсаковы часто бывали у А.В. Бухаровой в находящемся на расстоянии в 1 1/2 км оттуда ее имении Любенск. Это очаровательное местечко очень нравилось всем членам семьи. Типичная маленькая скромная русская усадьба с деревянными жилыми домами и хозяйственными строениями (кроме сложенного из грубого камня здания конюшни) она возникла в середине XIX века. Ее расположение на высоком месте (более 30 м над озером Песно) на склоне южной ориентации и наличие деревьев разных пород, в том числе лиственниц, лип и вековых дубов, позволили более 100 лет тому назад создать живописный усадебный комплекс.

Компактно сгруппированные Большой дом, Дача, Семейная, Конюшня, Птичник, Амбар, Малый дом и Ледник формировали часть усадьбы с хозяйственным двором и акациевым кружком с охватывающей его дорожкой, подводящей к крыльцу Большого дома. Три пруда -Овальный, Зеркальный и Озерцо придают живописность всей усадьбе.
Центральную композицию составляют расположенный на самом высоком месте Большой дом, расстилающийся перед ним просторный цветник, обрамленный слегка изогнутыми аллеями из сирени и акации, и Овальный пруд с группами дубов по сторонам, к которому спускается этот цветник. На той же композиционной оси по другую сторону Большого дома находятся Главные ворота усадьбы и акациевый кружок.


Усадьба Римских-Корсаковых - Любенск. План усадебного комплекса 1907-1920

Локальные парковые композиции-у Зеркального пруда с мостиком из не окоренных березовых стволов через вытекающий из пруда ручей, беседка под старой липой, цветнички у Дачи и Малого дома придавали особую прелесть и уют всей усадьбе.
В семье Римских-Корсаковых возникла мечта приобрести что-либо подобное для себя, чтобы не было необходимости каждый год подыскивать на лето дачу. Николай Андреевич, как и Надежда Николаевна, никаких наследственных имений или капиталов не имели. Но, после более чем 40 лет напряженного труда на поприще музыки, Николай Андреевич мог себе позволить купить небольшую усадьбу. Бухарова же оказалась в материально затруднительном положении и вынуждена была свою усадьбу с небольшим клочком земли (всего, вместе с самой усадьбой, около 20 гектар) продать.

Усадьба Любенск. Вид с балкона Большого дома. Этюд худ. Г.Н.Добржинского. 1911

И вот, сняв в Любенске на лето 1907 года Большой дом и переехав туда, Римские-Корсаковы одновременно стали вести с Бухаровой переговоры о покупке этой усадьбы. Оттуда Николай Андреевич писал старшему сыну, Михаилу Николаевичу:

"Любенском мы все восхищаемся и все время говорим о том, что и как будем делать, когда он будет наш, так как покупка его нами, в сущности, решена. (…) Дети и мама строят всякие хозяйственные планы, а я слушаю с восхищением"

Лето 1907 года, проведенное Николаем Андреевичем в Любенске, ознаменовалось необычайно интенсивным сочинением "Золотого петушка". Это был последний, блестящий всплеск его гения. Работа шла лихорадочно быстро, как будто он боялся не успеть ее закончить. Видимо предчувствие приближающегося собственного конца (здоровье его было подорвано напряженным на протяжении долгих лет трудом и непомерным курением) заставляло его спешить.
Оперу свою он тогда в Любенске досочинил, но своей усадьбой, на которую осенью того же года была совершена купчая, долго пользоваться ему не пришлось. Переехав туда следующей весной после тяжелого приступа сердечной астмы, Николай Андреевич, несмотря на чудный воздух и полный покой, от болезни так и не оправился. В ночь на 8/21 июня 1908 года там, в Любенске, он и скончался. Вспоминая о последнем дне отца, Андрей Николаевич, писал:

"Любенский сад-парк был напоен благоуханиями. (…) Сотни яблонь, аллеи лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез - все это превращало влажный воздух парка в подобие густой насыщенной атмосферы оранжереи (…) Н. А. с балкона восхищался всей этой райской симфонией красок и запахов.
К концу дня Н.А. (…) медленным шагом спустился по нескольким ступенькам в сад и такой же медленной размеренной поступью в сопровождении Михаила Николаевича обошел все свои любимые места в саду ("простился со всем", говорили на следующий день служащие Любенска). Лишь после того он проследовал к себе в спальню, большую комнату, выходившую на север.
К ночи воздух стал предвещать грозу. В комнатах чувствовалась тягостная духота. Спать было трудно, несмотря на открытые окна. Белая ночь томила и наполняла смутным тяжелым предчувствием.
Около начала третьего в коридоре послышались торопливые шаги и стук в дверь. Через минуту мы с братом /Владимиром Николаевичем/ были напротив, в комнате отца. Он сидел около кровати и мучительно тяжело дышал коротким дыханием, требуя вспрыскивания морфия. Н.Н. грела воду для ног.(…) Мы с братом сделали два вспрыскивания - морфия и камфоры. Но вопреки ожиданию желанное облегчение не приходило. В это время за окнами раздался короткий и сильный удар грома, а вслед за ним шум начавшегося ливня. Несколько минут страшного, томительного беспокойства...Вдруг короткие, быстрые вздохи сменились длинным хрипящим. Врезалась мысль: "Смерть..."


Через два дня прах Николая Андреевича был перевезен в Петербург и, после отпевания в церкви Петербургской консерватории, профессором которой он был 37 лет, предан земле на Новодевичьем кладбище. В 1936 году все захоронение с прахом композитора и его жены, Надежды Николаевны, и надгробным памятником, сделанным по эскизу Н.К. Рериха, было перенесено в Некрополь Деятелей Искусств, созданный в Александро-Невской лавре.

Обе усадьбы - Любенск иВечаша, где жил и творил Н. А. Римский - Корсаков, а Любенск еще и освященный кончиной этого великого музыканта, стали значительными памятниками культуры России, местом дорогим сердцу каждого русского человека.
Но судьба отнеслась к ним жестоко. С установлением в России в 1917 году советского режима территориями этих усадеб завладел местный совхоз. И с этого времени начались все беды.
В те годы хозяйкой Вечаши была Мария Федоровна Огарева, дочь Софьи Михайловны, в свое время сдававшей Римским-Корсаковым на лето усадебный дом. При новой власти Мария Федоровна была из своего имения изгнана и до конца 1930-х годов скиталась по разным деревням, живя у добрых людей, кто приютит. Городской квартиры она не имела.

Музей-усадьба Любенск. Восстановленные Конюшня и Семейная. 1997

Вечашские дома были заселены людьми, приехавшими на работу в совхоз, а в 1929 году они же все эти дома разобрали на материал для постройки себе домов в соседней деревне. От зданий Вечаши не осталось и следа, за исключением фундаментов усадебного дома, в котором Римский-Корсаков сочинил столько прекрасной музыки. Старинному парку тоже был нанесен большой ущерб. Многие деревья срубили, на лужайках парка пасли скот, устраивали огороды. Аллеи зарастали, вся прежняя композиция парка распалась.

Своей усадьбой Любенск наследники Н. А. Римского-Корсакова пользовались после его смерти 12 лет, пока из оттуда не вытеснил совхоз..
С 1919 года этот совхоз начал занимать, а в декабре 1920 года окончательно занял усадьбу со всеми ее землями и строениями, воспользовавшись отсутствием представителей семьи Римских-Корсаковых, уехавших на зиму в город, так как взрослые там работали, а дети учились, И это было сделано несмотря на то, что в то время в Правительстве решался вопрос о предоставлении семьям детей Николая Андреевича права пользования Большим домом с садом в летнее время. При этом, чтя память о своем отце, они поддерживали бы в порядке и дом и сад.
Как только в Любенске стал хозяйничать совхоз, усадьба была полностью разорена. Об этом писали местные крестьяне, бывшие с Римскими-Корсаковыми в добрых отношениях, сообщая им в Петроград, о том , что там происходило. Иван Пискунов писал 21 июня 1921 года:

"Здравствуйте Владимир Николаевич, Ольга Артемьевна, Андрюша и Таня. Шлем мы вам привет и наилучшие благопожелания.(…) Я все ждал вас в Имение, никак видно не дождаться.(…). Несколько предметов из ваших вещей в Любенске уже нет, так что сердце кипит на такие подлости, но делать нечего".

Немного позднее писала его сестра Саша:

"Теперь уведомляем вас, что в вашем имении теперь остается одна пустота, просто жалобно глядеть, (…). А от мебели вашей остается ничего, все расходится по разным сторонам".

При таких обстоятельствах Римские-Корсаковы вынуждены были от Любенска отказаться, хотя правительственное решение оказалось для них благоприятным. Совхоз пользовался всеми зданиями Любенска. Жилые дома, также как и в Вечаше, были заселены семьями рабочих совхоза, но ухода за зданиями не было. Как писала та же Саша в 1936 году:

"Дома Ваши стали старые, крыши текут, комнаты перегорожены на несколько, надо ремонт, но его не делают".

Парковая часть усадьбы более или менее сохранялась, но площадка цветника перед Большим домом использовалась для посадки картофеля или других целей, на ней даже сеяли кукурузу; за аллеями, садовыми дорожками, цветочными и кустарниковыми посадками не ухаживали. Поддерживали лишь ,яблоневый сад, так как он приносил совхозу немалый доход.
Самый же большой урон был нанесен Любенску в конце войны 1941-1944 годов, когда при уходе немецких войск из этих мест все усадебные здания были сожжены. В усадьбе уцелели лишь каменная конюшня и, к счастью, фундаменты почти всех деревянных строений.
Решение Министерства культуры Российской Федерации создать единый Музей-заповедник на территориях Любенска и Вечаши появилось более 30 лет тому назад (апрель,1967). Вскоре взялись за реставрацию парка Вечаши. Восстановлением же Любенска занялись лишь с 1980 года, когда начались общие по Музею-заповеднику проектно-восстановительные работы, и на протяжении нескольких лет были составлены проекты восстановления всех строений и парка усадьбы.
Основой для них стали документы семейного архива Римских-Корсаковых, включающего более сотни фотографий Любенска 1907-1913 годов, а также рисунки, сделанные по памяти членами этой семьи, хорошо помнившими Любенск даже с мелкими деталями внешнего облика домов, их интерьеров и композиции парка.

Открытие Музея-заповедника намечалось к 150-летию со дня рождения Н. А Римского-Корсакова, т.е. в марте 1994 года.. К этой дате предполагалось:

В Вечаше:
Реставрировать парк и восстановить усадебный дом, воссоздав прежний его наружный вид и устроив в нем небольшой концертный зал и экспозицию "Образы природы в музыке Н. А. Римского-Корсакова". Намечалось, также, воссоздать обстановку комнаты, служившей композитору кабинетом.

За исключением воссоздания кабинета, все это, хотя и с некоторыми недоделками, было осуществлено.

В Любенске: Реставрировать центральную часть парка;
восстановить Большой дом с воссозданием его внешнего вида и интерьеров и устроить там экспозицию "Последние годы жизни, кончина и бессмертие великого музыканта";
восстановить здания Дачи и Семейной, необходимые для формирования основной части усадебного комплекса и для повседневной деятельности музея;
реставрировать здание конюшни для использования его по прямому назначению;
соорудить ограду территории усадьбы с восстановлением прежнего вида ее фасадной части.

По непонятным причинам восстановительные работы в Любенске велись чрезвычайно медленно, хотя с 1980-го года Министерство культуры давало на них деньги практически безотказно. С открытием Музея - заповедника опоздали на целый год, и при этом осталась не восстановленной Дача, вследствие чего архитектурная композиция усадебного комплекса выглядит досадно ущербной, а музей лишен необходимых ему помещений.

Усадьба Любенск. Дача (не восстановлена). 1913

Дача должна быть восстановлена с воссозданием ее внешнего облика и с размещением в ней музыкального салона, гостевых комнат и кафе.
Так как Музей-заповедник расположен в малонаселенной местности (ближайший хлебный магазин находится на расстоянии в 3-4 км, а гостиница - в 15 км), без гостевых комнат и кафе он лишен возможности функционировать нормально.
С 1995 года государственное финансирование Музея-заповедника прекращено и в современных экономических условиях нет никаких надежд на его возобновление. Восстановление Дачи становится невозможным, если не будут найдены другие источники средств, необходимых для этого в размере 1.750.000.деном. рублей.
Cпасти положение могут лишь благотворительные взносы желающих сделать доброе дело - пожертвовать на это деньги.

В марте 1999 года создан Благотворительный фонд имени Н.А. Римского-Корсакова, имеющий своей целью оказание помощи музеям имени этого великого музыканта и, в первую очередь, Музею-заповеднику Любенск - Вечаша для восстановления в Любенске Дачи.

Т.В.Римская-Корсакова, внучка композитора, Председатель Правления Благотворительного Фонда имени Н.А.Римского-Корсакова

© А.Ю.Беляков, 1999

Статьи, фото © А.Ю.Беляков, 1999. По материалам сайта http://www.vic.spb.ru/RK/rus/NARKr.htm.
© Кирилл Н.Кравченко, http://plussa-region.narod.ru/
© Все материалы принадлежат мне :-), если не оговорено иное
 
Сайт создан в системе uCoz